НДС: ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ УСЛУГ НЕРЕЗИДЕНТУ
Украинская компания собирается заключить договор на предоставление услуг нерезиденту, не имеющему своего представительства в нашей стране. Суть договора состоит в следующем: нерезидент имеет намерения продавать товары на территории Украины. Для успешной продажи компания проводит исследования рынка, цены, спроса и др. в целях успешного продвижения товаров на национальном рынке. Результаты исследований оформляются актом выполненных работ и передаются нерезиденту. Нерезидент оплачивает стоимость услуг в валюте. Правомерно ли применение украинской компанией нулевой ставки НДС согласно пп.«д» п.6.5 ст.6 Закона об НДС независимо от того, что место предоставления услуги — территория Украины?
Кадровий аутсорсинг

На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3

Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере

Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
Подобные вопросы в последнее время, наверное, весьма актуальны для экспортеров услуг. Дело в том, что 31.03.2005 г. из ст.6 Закона об НДС исчез пп.6.2.2, регулирующий порядок применения нулевой ставки для операций по поставке услуг, предназначенных для использования или потребления за пределами таможенной территории Украины. Начиная с указанной даты, основными для экспортера услуг теперь являются нормы двух пунктов Закона об НДС: пп.3.1.1 и п.6.5, определяющие соответственно объект налогообложения и понятие «место поставки услуг».
Согласно пп.3.1.1 ст.3 объектом налогообложения являются операции плательщиков налога по «поставке… услуг, место предоставления которых находится на таможенной территории Украины…». Как видим, определяющим фактором считать или не считать ту или иную операцию по поставке услуг объектом обложения НДС является их место предоставления. Но вот что понимают под этим местом, остается только догадываться. И от того, какие будем строить «догадки», и зависит порядок обложения НДС указанной в вопросе операции. Связано это с тем, что такого определения, как «место предоставления услуг», в Законе об НДС просто нет! В п.6.5 ст.6 Закона указано, что необходимо считать «местом поставки услуг». И если расценивать, что «место предоставления» и «место поставки» для услуг — это одно и то же, то можно предположить, что услуги, предоставляемые нерезиденту украинской компанией по исследованию рынка в целях продвижения продаж, подпадают под действие пп.«д» п.6.5: «предоставление рекламных услуг и других услуг по продвижению товаров (услуг) на рынке (промоутерству). А если — так, то местом поставки (предоставления) услуг необходимо считать «место регистрации покупателя или его постоянного представительства, а при отсутствии такого места регистрации — место постоянного адреса или постоянного жительства, в случае если покупатели, которым предоставляются нижеприведенные услуги, проживают за пределами таможенной территории Украины». То есть если заказчиком услуг по исследованию рынка Украины является нерезидент, и у этого нерезидента нет собственного представительства в Украине, то местом поставки (предоставления) услуг считается место регистрации нерезидента. А это — не таможенная территория Украины.
Следовательно, украинской компанией должна применяться не нулевая ставка, как изложено в вопросе, а из нее не возникает объекта обложения НДС1. Это прямая норма Закона, и к тому же не важно, где эти услуги предоставляются: в Украине или за рубежом.
Основным подтверждением того, что «место поставки» и «место предоставления» — понятия равноценные, служит само наличие в Законе об НДС такого термина, как «место поставки услуг», и отсутствие термина «место предоставления услуг». Иначе зачем, спрашивается, «место поставки», если мы всегда должны искать для объекта налогообложения услуг место их предоставления?
Все бы ничего, если бы ни письмо Комитета ВРУ по вопросам финансов и банковской деятельности от 29.04.2005 г. № 06-10/10-5252, в котором Комитет подчеркнул, что основополагающим для определения объекта налогообложения операций по поставке услуг является не их «место поставки», а «место предоставления», то есть территория, где услуги непосредственно оказываются (предоставляются). И хотя в письме речь идет о предоставлении услуг нерезидентом, общий подход к определению объекта налогообложения и места предоставления услуг должен быть одинаковым. В чем разница между поставкой и предоставлением услуг в целях определения «места» — не ответили ни ГНАУ, ни МФУ, ни тот же Комитет ВРУ.
Подытоживая изложенное, можно порекомендовать украинской компании в рассматриваемой ситуации придерживаться твердой позиции и настаивать на том, что пп.«д» п.6.5 ст.6 Закона об НДС, являясь прямой нормой, как раз и регулирует отдельные моменты с определением места поставки (предоставления) услуг при их экспорте/импорте. Ведь письмо Комитета ВРУ не считается налоговым разъяснением, а только выражает собственное мнение Комитета по данному вопросу. А при выставлении украинской компанией счетов за предоставление (по закону — за поставку) нерезиденту услуг по исследованию рынка, цены, спроса и др. в целях успешного продвижения этих товаров на рынке Украины (промоутерству) НДС включать в них не следует.
Array
Похожие записи

НДС: УСЛУГИ ПО ФИНАНСОВОМУ КОНСАЛТИНГУ
30.11.2004

НДС: РЫНОЧНЫЙ СБОР И СВОДНАЯ НАЛОГОВАЯ НАКЛАДНАЯ
29.11.2006

НДС: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТОВАРОВ ДЛЯ НЕПРОИЗВОДСТВЕННЫХ НУЖД
21.12.2007