НДС: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТОВАРОВ ДЛЯ НЕПРОИЗВОДСТВЕННЫХ НУЖД
Для производственных нужд были приобретены ТМЦ у неплательщика НДС. В декларации по НДС такое приобретение было отражено в строке 11.1, то есть как приобретение товаров без налога на добавленную стоимость в целях их использования в рамках хозяйственной деятельности для осуществления налогооблагаемых операций. Но через некоторое время эти ТМЦ решено было не использовать в производстве вообще. А это значит, что в декларации необходимо заполнить строку 15.
Кадровий аутсорсинг

На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3

Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере

Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
Необходимо ли в данном случае исправлять показатели декларации за предыдущий отчетный период? Какие могут возникнуть в связи с таким использованием ТМЦ проблемы?
По большому счету то, какая строка декларации по НДС заполнена в данном случае — 11.1 или 15 — особого значения не имеет. Обе они «запрещают» покупателю ТМЦ — плательщику НДС отражать право на налоговый кредит (в колонке Б раздела II декларации «Разрешенный налоговый кредит» стоит отметка «х»). О праве на налоговый кредит по НДС в данном случае упоминать вообще нет смысла, поскольку продавец плательщиком данного налога просто не является и не сможет предоставить предприятию налоговую накладную — документ, подтверждающий право на налоговый кредит (пп.7.4.5 ст.7 Закона об НДС).
Изменение цели использования приобретенных без НДС ТМЦ не должно рассматриваться как ошибка, допущенная в предыдущем отчетном периоде. А раз не было допущено ошибки, то, соответственно, нет и необходимости в ее исправлении путем предоставления в ГНИ так называемого Уточняющего расчета (приложение 3 к Порядку заполнения и представления налоговой декларации по НДС)1. Кроме того, напомним, что полное название Уточняющего расчета — Уточняющий расчет налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость в связи с исправлением самостоятельно обнаруженных ошибок. Но в данном случае никакой ошибки допущено не было, тем более такой, которая влечет за собой исправление ранее начисленных налоговых обязательств по НДС. Они остаются неизменными, поскольку перестановка значения из строки 11.1 в строку 15 декларации по НДС на сумму налогового кредита никак не влияет.
Таким образом, изменение цели использования ТМЦ, приобретенных без НДС, ни в декларации, ни в Уточняющем расчете не отражается.
Но в данной ситуации может появиться один маленький нюанс. В вопросе указано, что приобретенные ранее ТМЦ предприятие решило использовать не в хозяйственной деятельности. Опытный бухгалтер сразу поймет чем это может грозить предприятию. Правильно, необходимостью применения почти неработающего п.4.2 ст.4 Закона об НДС, согласно которому при передаче товаров в пределах баланса плательщика налога для непроизводственного использования, расходы на которое не относятся к валовым расходам производства (обращения), база налогообложения определяется исходя из фактической цены операции, но не ниже обычных цен. Что это значит? А то, что при таком внутреннем непроизводственном использовании ТМЦ предприятию придется начислить новые налоговые обязательства! И, по всей видимости, в ГНИ укажут, что обычной ценой в данном случае является цена их приобретения.
Но ведь это бред! Как можно начислять НДС, если ничего никому не продается (не передается, не поставляется)? Это, во-первых. А во-вторых, можно было бы еще согласится с начислением НДС в случае, если бы ранее был отражен налоговый кредит в связи с приобретением ТМЦ. Тогда действительно, чтобы нивелировать ранее начисленный налоговый кредит предприятию следовало бы самостоятельно начислить налоговые обязательства. По большому счету бюджет не должен кредитовать налогоплательщика. Однако в нашей ситуации налогового кредита в части ТМЦ, приобретенных у неплательщика НДС, не было и не будет никогда.
Возникает извечный вопрос: что делать? Как доказать в ГНИ, что такое внутреннее перемещение безНДС-ных ТМЦ не должно повлечь за собой начисления налоговых обязательств по НДС?
Выход первый — сделать соответствующий запрос в ГНИ (ГНА). Но на положительный ответ вряд ли стоит надеяться.
Выход второй — самому доказать, что никаких новых налоговых обязательств при переводе товаров в пределах баланса для их непроизводственного использования начислять не следует. А для этого необходимо сделать системный анализ основных норм Закона об НДС.
Объектом обложения НДС считаются операции по поставке товаров и услуг, место предоставления которых находится на таможенной территории Украины (пп.3.1.1 ст.3). В п.1.4 ст.1 Закона указано, что под поставкой товаров подразумеваются «любые операции, осуществляемые согласно договорам купли-продажи, мены, поставки и другим гражданско-правовым договорам, предусматривающим передачу прав собственности на такие товарыза компенсацию независимо от сроков ее предоставления, а также операции по бесплатной поставке товаров…». В рассматриваемом случае никаких гражданско-правовых договоров и никакого перехода права собственности на ТМЦ нет. Они числятся на балансе предприятия, только изменилась цель их использования. Это значит, что поскольку поставки как таковой не было, то и объекта налогообложения тоже не возникает.
Согласно п.6.1 ст.6 Закона об НДС объекты налогообложения, определенные ст.3 данного Закона, за исключением операций, освобожденных от налогообложения, и операций, к которым применяется нулевая ставка согласно данному Закону, облагаются налогом по ставке 20 процентов. Но если нет объекта налогообложения, то соответственно говорить о размере ставки вообще бессмысленно.
Датой возникновения налоговых обязательств по поставке товаров считается дата, приходящаяся на налоговый период, в течение которого происходит какое-либо из событий, произошедшее ранее: или дата зачисления денежных средств от покупателя или дата отгрузки товаров (пп.7.3.1 ст.7). В нашей ситуации кроме отсутствия факта поставки ТМЦ нет ни поступления денежных средств от покупателя, ни отгрузки. А это значит, что дату возникновения налоговых обязательств определить просто невозможно.
Таким образом, против единственной и непонятно зачем оставленной в Законе об НДС нормы п.4.2 ст.4 выступают основные его положения, определяющие объект налогообложения, ставку налога и дату начисления налоговых обязательств. Кроме того, необходимо принимать во внимание, что по приобретенным ТМЦ все-таки право на налоговый кредит не было отражено. Надеемся, приведенных аргументов будет достаточно, чтобы убедить работников органов ГНС в том, чтобы они не превращали НДС в неизвестный налог.
Array
Похожие записи

НДС: НАЛОГОВЫЙ КРЕДИТ И СРОК ДАВНОСТИ
24.11.2004

Реструктуризация задолженности предприятия как по уплате НДС за прошлые годы
17.08.2001

НДС И ПОСРЕДНИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ ПО ПРОДАЖЕ ЛЕКАРСТВ
14.09.2010