НДС: БЮДЖЕТНОЕ ВОЗМЕЩЕНИЕ
Предприятие находится на упрощенной системе налогообложения и зарегистрировано в качестве плательщика НДС (то есть является плательщиком единого налога по ставке 6%). Имеет ли оно право на получение бюджетного возмещения по НДС согласно нормам Налогового кодекса Украины?
Перечень лиц — плательщиков НДС, которые не имеют права на бюджетное возмещение, приведен в п.200.5 ст.200 НКУ. В частности, в него входят лица, которые:
Кадровий аутсорсинг
На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3
Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере
Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
– были зарегистрированы в качестве плательщиков этого налога менее чем за 12 календарных месяцев до месяца, по результатам которого подается заявление на бюджетное возмещение (кроме начисления налогового кредита вследствие приобретения или сооружения (строительства) основных фондов);
– имели объемы налогооблагаемых операций за последние 12 календарных месяцев менее заявленной суммы бюджетного возмещения (кроме начисления налогового кредита вследствие приобретения или сооружения (строительства) основных фондов).
То есть Кодекс не предусматривает для плательщиков единого налога, которые одновременно зарегистрированы в качестве плательщиков НДС, дополнительные условия для бюджетного возмещения. Таким образом, если указанные ограничения для предприятия не установлены, то оно имеет право на бюджетное возмещение части «отрицательного значения, которая равна сумме налога, фактически уплаченной получателем товаров/услуг в предыдущих налоговых периодах поставщикам таких товаров/услуг или в Государственный бюджет Украины, а при получении от нерезидента услуг на таможенной территории Украины — сумме налогового обязательства, включенного в налоговую декларацию за предыдущий период за полученные от нерезидента услуги получателем товаров/услуг» (п.200.4 ст.200 НКУ).
Содержание строки 3 из Расчета суммы бюджетного возмещения не соответствует норме пп.7.7.2 ст.7 Закона об НДС. Однако в ГНИ требуют чтобы предприятие заполняло Приложение 3 к налоговой декларации (это и есть форма Расчета) именно так, как указано в форме Расчета. Можно ли не выполнять требования ГНИ и заполнять строку 3 Расчета бюджетного возмещения исходя из сумм НДС, уплаченных поставщикам в прошлом отчетном периоде? Если можно, то на что ссылаться?
Для начала приведем цитату из Закона об НДС и содержание строки 3 Расчета бюджетного возмещения, форма которого утверждена Приложением 3 к налоговой декларации по НДС1.
Подпункт 7.7.2 ст.7 Закона об НДС:
«а) бюджетному возмещению подлежит часть такого отрицательного значения, которая равна сумме налога, фактически уплаченной получателем товара (услуг) в предыдущем налоговом периоде поставщикам таких товаров (услуг)».
Строка 3 из Расчета бюджетного возмещения:
«Сумма налогового кредита предыдущего налогового периода, фактически уплаченная получателем товара (услуг) в предыдущем налоговом периоде поставщикам таких товаров (услуг)».
Из приведенных норм главное, что бросается в глаза, это то, что в Законе об НДС нет упоминания о налоговом кредите предыдущего налогового периода. На простом примере это можно продемонстрировать следующим образом. Предприятие приобрело полгода назад ТМЦ, по которым сумма «входного» НДС, подтвержденная налоговой накладной от поставщика, была включена в налоговый кредит по первому событию. Но расчеты с данным поставщиком за эти ТМЦ осуществлены не сразу, а только в прошлом отчетном периоде.
Исходя из норм Закона об НДС, если в течение двух отчетных периодов подряд происходит превышение сумм налогового кредита над суммами налоговых обязательств, предприятие будет иметь право на получение бюджетного возмещения в размере суммы налога, фактически уплаченной поставщикам в предыдущем налоговом периоде. Это по Закону и соответствует логике. Но соблюдая форму Расчета бюджетного возмещения НДС и позицию ГНАУ (и, конечно же, местных ГНИ) сделать это не получается. Ведь повторим, в строку 3 данного Расчета ГНАУ почему-то потребовала включать суммы НДС из налогового кредита только одного прошлого (а не одного из прошлых) отчетного периода, фактически уплаченные поставщикам в том же прошлом отчетном периоде. То есть сумма уплаченного в прошлом месяце НДС, который был включен в налоговый кредит предприятия полгода назад, не может быть внесена в строку 3 Расчета бюджетного возмещения. А следовательно, предприятие не сможет ни рассчитать, ни получить сумму бюджетного возмещения НДС.
Как поступить? Рекомендуем — строго по закону. Именно так, как написано в пп.7.7.2 ст.7 Закона об НДС и, кстати, как предусмотрено Порядком заполнения и представления налоговой декларации по НДС (пп.5.12.2). То есть, несмотря на то, что включение в состав налогового кредита сумм «входного» НДС могло произойти намного раньше, для Расчета бюджетного возмещения налога необходимо брать суммы налога, уплаченные поставщикам в прошлом отчетном периоде2. Если же в ГНИ откажутся принимать такой Расчет или при документальной проверке проверяющие не примут во внимание всю сумму из его строки 3, налогоплательщику необходимо доказать свою правоту ссылаясь:
- во-первых, на нормы самого Закона об НДС;
- во-вторых, на пп.5.12.2 Порядка заполнения и представления налоговой декларации по НДС;
- в-третьих, на пп.4.4.1 Закона № 2181, согласно которому «в случае если норма закона или другого нормативно-правового акта, изданного на основании закона… допускают неодинаковое (множественное) трактование прав и обязанностей налогоплательщиков...вследствие чего есть возможность принять решение в пользу как налогоплательщика, так и контролирующего органа, решение принимается в пользу налогоплательщика».
Эти аргументы, надеемся, помогут плательщику НДС, претендующему на бюджетное возмещение налога, отстоять свою правоту. Кроме того, дополнительным и, наверное, в данной ситуации как раз кстати, аргументом служит норма абзаца второго пп.4.4.2 «з» ст.4 Закона № 2181, согласно которому «налогоплательщик имеет право представить налоговый отчет по другой форме, если он считает, что форма налоговой отчетности, определенная центральным (руководящим) органом контролирующего органа, увеличивает или уменьшает его налоговые обязательства, вопреки нормам закона по такому налогу, сбору (обязательному платежу). Такой отчет по другой форме представляется вместе с объяснением мотивов его составления». Поэтому в Расчете бюджетного возмещения следует просто указать, что строка 3 заполнена в соответствии с действующим законодательством.
Array
Похожие записи
НДС: ЭКСПОРТНЫЕ ОПЕРАЦИИ
23.04.2006
Право на налоговый кредит по НДС бюджетной неприбыльной организации
16.01.2001
Правильное отображение в налоговой декларации по НДС суммы по векселям
10.07.2001