НДС: БЮДЖЕТНОЕ ВОЗМЕЩЕНИЕ «СТАРЫХ» СУММ
Предприятие в течении длительного периода времени не заявляло в декларации по НДС никаких сумм к бюджетному возмещению: ни на текущий счет (строка 25.1), ни в счет будущих платежей по НДС (строка 25.2). Вся сумма превышения налогового кредита над налоговыми обязательствами переносилась в состав налогового кредита последующего отчетного периода (то есть значение строки 24 декларации за текущий период равнялось значению строки 26 этой же декларации и переносилось в строку 23.2 декларации за следующий период). Недавно предприятие приняло решение о возмещении суммы НДС, отраженной в текущей декларации в строке 24, на текущий счет: вместе с декларацией с заполненными строками 25 и 25.1 в ГНИ был представлен Расчет суммы бюджетного возмещения. При проверке ГНИ отказывает подтверждать всю заявленную сумму бюджетного возмещения, ссылаясь на последнее предложение пп.7.7.3 ст.7 Закона об НДС, и уменьшает ее на сумму, от возмещения которой предприятие вроде бы «добровольно отказалось» в предыдущих отчетных периодах. Правомерны ли действия ГНИ?
Кадровий аутсорсинг

На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3

Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере

Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
Для начала процитируем весь пп.7.7.3 ст.7 Закона об НДС, а не его последнее предложение, на основании которого ГНИ почему-то пытается уменьшить заявленную предприятием сумму бюджетного возмещения:
«Плательщик налога может принять самостоятельное решение о зачислении надлежащей ему полной суммы бюджетного возмещения в уменьшение налоговых обязательств по этому налогу следующих налоговых периодов. Указанное решение отражается плательщиком налога в налоговой декларации, которую он представляет по результатам отчетного периода, в котором возникает право на подачу заявления о получении бюджетного возмещения согласно нормам этой статьи. При принятии такого решения указанная сумма не учитывается при расчете сумм бюджетного возмещения следующих налоговых периодов».
О чем говорит данная норма Закона? Если налогоплательщик, рассчитав сумму бюджетного возмещения (то есть все-таки заполняет строку 25 декларации), отказывается от денежного возмещения (не заполняет строку 25.1) и принимает решение причитающуюся ему сумму бюджетного возмещения направить в счет уменьшения налоговых обязательств по НДС будущих отчетных периодов (заполняет строку 25.2), то тогда действительно считается, что он добровольно отказался от денежного возмещения и эта сумма уже не может участвовать при расчете сумм бюджетного возмещения в последующих периодах. Об этом, кстати, «говорит» форма самой декларации по НДС и Порядок ее заполнения1. Заполнив строку 25.2, предприятие сможет учесть указанную в ней сумму только в счет уменьшения будущих налоговых обязательств. Такое уменьшение будет осуществляться путем заполнения и представления приложения 2 к декларации — «Расчет суммы, подлежащей уплате (перечислению) в бюджет».
А форма этого Расчета никак не позволяет предъявить всю или какую-то часть указанной в нем суммы НДС к бюджетному возмещению.
Но если предприятие в предыдущих отчетных периодах вообще не рассчитывало сумму бюджетного возмещения (не заполняло Расчет суммы бюджетного возмещения), не «просило» направить ее в счет будущих платежей по НДС (не заполняло строки 25 и 25.2 декларации), то где в Законе об НДС написано, что оно не имеет права потом, в одном из последующих периодов, при расчете суммы бюджетного возмещения учитывать «старое» отрицательное сальдо? Нет этого и быть не может. Ведь как сам п.7.7 ст.7 Закона, так третий раздел декларации по НДС построены таким образом, что бюджетному возмещению подлежит какая-то совершенно абстрактнаясумма, на размер которой влияют многие показатели, а именно:
– налоговые обязательства и налоговый кредит текущего отчетного периода;
– сумма превышения налогового кредита над налоговыми обязательствами прошлого отчетного периода (строка 23.1);
– невозмещенное отрицательное сальдо, которое перешло из декларации за прошлый отчетный период в состав налогового кредита текущего отчетного периода (строка 23.2);
– самостоятельно исправленные ошибки, связанные с занижением налогового кредита прошлых отчетных периодов (строки 23.3 и 23.4).
Все эти показатели участвуют при расчете абстрактной суммы НДС, подлежащей бюджетному возмещению (строка 24 «Остаток отрицательного значения предыдущего налогового периода за вычетом суммы налога, подлежащей уплате в бюджет по итогам текущего отчетного периода (строка 23 - строка 20, положительное значение)»). Поэтому сказать наверняка, что к бюджетному возмещению предприятием была заявлена какая-то «старая» сумма отрицательного сальдо никак нельзя. И действия ГНИ в данном случае неправомерны. Более того, не исключено, что «старое» отрицательное сальдо перекрывается новыми текущими налоговыми обязательствами, а к бюджетному возмещению по итогам декларации за текущий период заявлен только «предыдущий» налоговый кредит, то есть из декларации предыдущего отчетного периода. Повторим, нельзя же определить какая часть суммы, указанной в строке 24 является «новым» возмещением, а какая — «старым».
К такому выводу можно прийти также и на основании того, что судебные органы при рассмотрении дел четко указывают, что бюджетному возмещению подлежит не сумма налогового кредита предыдущего отчетного периода (строка 17), оплаченная деньгами в предыдущем отчетном периоде, а именно рассчитанная налогоплательщиком абстрактная сумма (строка 24) в пределах сумм налога, уплаченных поставщикам в предыдущем отчетном периоде2. Поэтому вполне возможно, что часть «старого» отрицательного сальдо как раз и будет заявлена к бюджетному возмещению, поскольку именно с поставщиком, у которого были приобретены когда-то товары (услуги), в результате чего образовалось отрицательнее сальдо, в предыдущем отчетном периоде предприятие рассчиталось, в том числе оплатило ему сумму налога.
В заключение необходимо отметить, что еслипри проверке сумм бюджетного возмещения работники ГНИ не признают часть сумм, пусть в акте документальной (выездной или невыездной) проверки четко укажут норму Закона, на основании которой они это делают. В приведенном выше пп.7.7.3 ст.7 Закона об НДС ничего подобного нет — налогоплательщик, не заполняя строку 25.2 декларации по НДС, де-юре не может считаться добровольно отказавшимся от денежного возмещения. Следовательно, ему предоставлено право учитывать такие «старые» суммы отрицательного сальдо при расчете сумм бюджетного возмещения НДС в следующих налоговых периодах.
Array
Похожие записи

НДС: РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СУММ НАЛОГОВОГО КРЕДИТА
09.05.2007

НДС: ВОЗМЕЩЕНИЕ ВНОВЬ СОЗДАННОМУ ЛИЦУ
29.07.2009

НДС: ПОГАШЕНИЕ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО КОММУНАЛЬНЫМ УСЛУГАМ
22.10.2006