НДФЛ С ИНОСТРАНЦА: БЕЗ ЗАЯВЛЕНИЯ — ДВОЙНАЯ СТАВКА?
Налоговая инспекция настаивает на том, что из заработной платы наемного лица — иностранца необходимо удерживать налог с доходов физических лиц по двойной ставке, поскольку иностранец не подавал заявление об определении его резидентского статуса. По результатам налоговой проверки предприятию доначислены налоговые обязательства и применена штрафная санкция за неполное удержание НДФЛ. Целесообразно ли обжаловать такое решение ГНИ?/B>
Кадровий аутсорсинг

На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3

Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере

Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
Начнем с того, что подача заявления физического лица — иностранца о самостоятельном определении резидентского статуса Законом об НДФЛ1 вообще не предусмотрена — это «изобретение» налоговиков. Поскольку Законом не установлено, кто именно и по какой процедуре должен определять резидентский статус налогоплательщика-иностранца, в ГНАУ «поручили»2 решение этого вопроса иностранцам и их работодателям. К таким действиям налоговиков подтолкнула формулировка последнего абзаца пп.1.20.1 ст.1 Закона, который предусматривает, что «достаточным основанием для определения лица резидентом является самостоятельное определение им основного места жительства на территории Украины в порядке, установленном настоящим Законом, или его регистрация в качестве самозанятого лица». Поскольку действующее законодательство формально не определяет ни термин «основное место жительства», ни порядок самостоятельного определения физическим лицом основного места жительства на территории Украины, в ГНАУ решили, что именно путем подачи такого заявления иностранец и будет подтверждать, что он избрал в Украине основное место жительства, а значит, имеет статус резидента Украины.
Такой подход налоговиков подтверждается Налоговым разъяснением № 503, в котором указано, что «физическое лицо — иностранец может самостоятельно определить собственный резидентский статус в случае избрания основного места жительства в Украине. Для этого физическому лицу — иностранцу необходимо подать письменное заявление в налоговый орган по месту жительства в Украине с просьбой считать его резидентом для целей обложения налогом с доходов физических лиц в текущем году (отчетном налоговом периоде)».
Но избрание основного места жительства в Украине как критерий резидентского статуса иностранца не единственный. Подпункт 1.20.1 ст.1 Закона предусматривает ряд других критериев, по которым можно установить резидентский статус физического лица: наличие в Украине места постоянного жительства или центра жизненных интересов, проживание в Украине не менее 183 дней в течение периода или периодов налогового года, украинское гражданство и т.п. И если иностранец хотя бы по одному из указанных критериев может считаться резидентом Украины, то ему нет необходимости подавать заявление4.
Таким образом, Закон об НДФЛ не обязывает иностранца подавать заявление и определять самостоятельно свой статус в качестве резидента Украины. Если иностранец работает в Украине на законных основаниях, то независимо от того, является он резидентом или нерезидентом, в соответствии с Законом об НДФЛ он будет уплачивать налог по ставке 15 процентов, то есть базовой, а не двойной5. Это подтверждала ГНАУ и в Налоговом разъяснении № 50: «заработная плата, независимо от источника ее выплаты, которая выплачивается нерезиденту работодателем-резидентом, подлежит налогообложению по ставке, определенной пунктом 7.1 статьи 7 Закона».
Несмотря на это, в ГНАУ считают, что только вышеуказанное заявление позволяет работодателю удерживать из заработной платы иностранца налог по ставке 15, а не 30 процентов. Об этом свидетельствуют письма ГНАУ от 01.10.2007 г. № 11925/5/17-07166, от 12.03.2009 г. № 2188/6/17-07167 и от 15.05.2009 г. № 4470/6/17-0716, № 10018/7/17-07178, в которых однозначно утверждается, что иностранец приобретает статус налогового резидента Украины после того, как работодатель на основании поданного иностранцем заявления получит от налогового органа соответствующее уведомление по форме, утвержденной приказом ГНАУ от 05.10.2004 г. № 581. И только в таком случае доходы, полученные иностранцем от работодателя «за выполнение трудовой функции (заработная плата), облагаются налогом в общем порядке, установленном Законом по ставке п.7.1 ст.7 Закона», то есть по ставке 15 процентов. Однако это фискальный подход, и он противоречит не только Закону об НДФЛ, но и международным договорам Украины об избежании двойного налогообложения, поскольку статус иностранца в качестве резидента Украины должен определяться по критериям, установленным законодательством, а не приказами ГНАУ.
Array
Похожие записи

Отражение в налоговом учете расходы, связанные с приобретением, ремонтом и обслуживанием легкового автомобиля
12.03.2002

Особенности при увольнении главного бухгалтера с предприятия
27.12.2001

Внешнеэкономический договор осуществляется на условиях DEQ
12.03.2002