НДФЛ: ПРИМЕНЕНИЕ НАЛОГОВОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЛЬГОТЫ
Каким образом следует поступить, если за сентябрь была начислена заработная плата и применена налоговая социальная льгота в размере 30% от 237 грн., то есть 71,10 грн.? Какие могут быть последствия? Уже сдан отчет по форме № 1ДФ за третий квартал. Необходимо ли в этом случае доначислять налог с доходов физических лиц, начислять и уплачивать самостоятельно штраф?
Кадровий аутсорсинг
На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3
Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере
Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
Как это не удивительно, данный вопрос достаточно часто задают на семинарах, которые проводит в рамках подписной кампании газета БУХГАЛТЕРИЯ. Многие бухгалтеры, начисляя заработную плату в сентябре — октябре при расчете налоговой социальной льготы (НСЛ) для исчисления налога с доходов физических лиц (НДФЛ) применили новый показатель минимальной заработной платы, установленный Законом Украины от 17.06.2004 г. № 1801-IV «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2004 год»1 с 1 сентября 2004 года. Тем самым они допустили методологическую ошибку в применении норм Закона № 8892. Действительно, размер НСЛ — расчетный показатель, «привязанный» к уровню минимальной заработной платы (пп.6.1.1 ст.6 Закона № 889). Однако отметим, что «привязан» он не к минимальной заработной плате вообще, а к ее размеру, установленному на 1 января отчетного налогового года. Следовательно, независимо от колебаний размера минимальной заработной платы внутри года, размер НСЛ в течение всего года остается неизменным3. Он фиксируется на уровне минимальной заработной платы, установленной на начало соответствующего года. Таким образом, в течение всего 2004 года должен применяться базовый размер НСЛ на уровне 61,50 грн. (205 грн. Х 30%).
А как же быть тем, кто поспешил и уже применил новый показатель — 71,10 грн. (237 грн. Х 30%)? К сожалению, ни Закон № 889, ни другие нормативные документы, разработанные на основании данного Закона, не дают четкого руководства к действию, как быть, когда при начислении налога допущена ошибка. Поэтому, отвечая на вопрос, будем придерживаться позиции «что не запрещено, то разрешено».
Итак, прежде всего, необходимо провести перерасчет суммы НДФЛ, исходя из НСЛ 61,50 грн. и удержать с работника4 соответствующую сумму налога. Заметим, что при заработной плате 500 грн. сумма недоплаты НДФЛ в результате неправильного применения НСЛ составит всего 1,25 грн. [(500 грн. -
- 500 грн. Х 3,5% - 61,50 грн.) Х 13% - (500 грн. -
- 500 грн. Х 3,5% - 71,10 грн.) Х 13%]. Эту сумму можно удержать при выплате следующего ближайшего дохода работникам, ставшим «жертвами» незаконно увеличенной НСЛ. Далее, необходимо привести в соответствие с фактическими данными и фор-
му № 1ДФ. Сделать это можно двумя способами:
– первый — не дожидаясь наступления сроков сдачи отчетности по форме № 1ДФ за четвертый квартал, можно представить уточняющий расчет за третий квартал 2004 года (п.4.3 Порядка № 4515);
– второй — включить удержанные суммы пересчитанного налога по факту — в отчетность за четвертый квартал (эта информация будет представлена в форме со значком «отчетный»).
На наш взгляд, и первый, и второй подход к внесению исправлений в форму № 1ДФ равнозначны, поэтому выбор — за предприятием. Единственное, что при первом подходе необходимо проконтролировать, чтобы удержанные дополнительно суммы налога не попали повторно в отчет за четвертый квартал.
А вот вопрос последствий нарушения исчисления НДФЛ на сегодняшний день выглядит весьма оригинально. Так, пп.«а» п.20.2 ст.20 Закона № 889 определяет финансово ответственным за нарушение правил начисления, удержания и уплаты в бюджет НДФЛ с доходов, выплачиваемых налоговым агентом, такого налогового агента. При этом сам Закон № 889 не содержит ни размера финансовых санкций, ни оснований для их применения. Пункт 20.1 ст.20 Закона
№ 889 лишь отсылает в этой части к закону, «регулирующему такие вопросы…». Вполне естественно, что таким специальным законом в отношении налогов и сборов мы привыкли считать Закон № 21816. Однако в случае с НДФЛ ситуация несколько нетипична. Ведь согласно Закону № 2181 «штрафная» ст.17 начинает «работать» при наличии налоговых обязательств, самостоятельно согласованных налогоплательщиком путем подачи налоговой декларации (налогового расчета) (п.5.1 ст.5 Закона № 2181). Что касается НДФЛ, то согласованные налоговые обязательства при удержании и уплате налога налоговыми агентами отсутствуют. И вот по каким причинам:
– во-первых, предприятие — налоговый агент, является не плательщиком налога, а только лицом ответственным за начисление, удержание, уплату в бюджет НДФЛ от имени и за счет плательщика налога, которым является то физическое лицо, от имени и за счет которого данный налог уплачивается (п.1.15 ст.1, ст.2 Закона № 889);
–во-вторых, отчет по форме № 1ДФ не является налоговой декларацией в понимании Закона
№ 2181, поскольку на его основе не происходит начисление и/или уплата налога (п.1.11 ст.1 Закона
№ 2181), несмотря на все попытки ГНАУ хоть как-то «подтянуть» данную форму под определение налоговой декларации7.
Следовательно, налоговый агент не может согласовать «чужие» налоговые обязательства с помощью отчетной формы, не являющейся налоговой декларацией. А значит, нет никаких оснований для применения ни «самоштрафа» при выявленной ошибке, ни прочих штрафных санкций, предусмотренных ст.17 Закона
№ 2181. Единственное, что может грозить предприятию в данном случае — наложение налоговой службой административных штрафов, предусмотренных п.11 ст.11 Закона Украины «О государственной налоговой службе Украины» в редакции Закона Украины от 24.12.93 г. № 3813-ХІІ.
Array
Похожие записи
НДФЛ: ПЕРЕРАСЧЕТ НАЛОГА ПРИ ОТКАЗЕ ОТ ЛЬГОТ
22.10.2006
НДФЛ: ВЫПЛАТА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ ТОВАРОМ
22.01.2007
Налог на доходы физических лиц: Закон Украины № 889
29.06.2004