НДФЛ: ОПЛАТА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ
Многие из сотрудников предприятия оплачивают обучение своих детей в различных учебных заведениях (как государственных, так и частных). Согласно законодательству они могут воспользоваться определенными льготами по налогу с доходов физических лиц. Каков порядок предоставления таких льгот, и какие документы необходимы для их получения?
Кадровий аутсорсинг

На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3

Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере

Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
Такая возможность на самом деле существует. Однако речь в данном случае будет идти не о льготепо налогу с доходов физических лиц (понятие льготы в Законе № 8891 применяется в контексте ст.6, в
которой идет речь о праве налогоплательщика на применение налоговой социальной льготы), а о возможности получения сотрудниками права на уменьшение объекта обложения налогом с доходов физических лиц на сумму налогового кредита согласно Закону № 889. Рассмотрим это понятие более подробно.
Определение налогового кредита приведено в п.1.16 ст.1 Закона № 889. В соответствии с ним «налоговый кредит — это сумма (стоимость) расходов, понесенных плательщиком налога.., на сумму которых разрешается уменьшение суммы его общего годового налогооблагаемого дохода, полученного по результатам такого отчетного года, в случаях, определенных настоящим Законом»2. Обращаем внимание, что в приведенном определении речь идет об уменьшении именно суммы общего годового налогооблагаемого дохода (это сумма общих месячных налогооблагаемых доходов, полученных (начисленных) в течение такого отчетного налогового года). То есть в середине отчетного налогового года право на налоговый кредит у налогоплательщиков не возникает (аналогичная норма изложена и в пп.5.1.1 ст.5 Закона № 889). Но откладывать решение этого вопроса на конец года тоже не стоит. Ведь «запасаться» подтверждающими документами, которые впоследствии понадобятся физическому лицу для получения права на налоговый кредит, необходимо уже сейчас, по мере осуществления соответствующих расходов.
Итак, в каких случаях налогоплательщики могут претендовать на получение налогового кредита при оплате обучения своих детей?
Согласно пп.5.3.3 ст.5 Закона № 889 плательщик налога имеет право включить в состав налогового кредита отчетного года суммы денежных средств, уплаченные им в пользу учебных заведений, «для компенсации стоимости средней профессиональной3 или высшей формы обучения такого плательщика налога, другого члена его семьи первой степени родства…». То есть, с одной стороны, не имеет значения, в каком учебном заведении обучается ребенок — частном или государственном (хотя наличие статуса «учебного заведения» для такого учреждения, безусловно, является обязательным (такой статус подтверждается соответствующей лицензией)). С другой стороны, обратите внимание, что речь в приведенном пункте Закона идет исключительно о средней профессиональной и высшей форме обучения. Следовательно, обучение в школах и дошкольных учебных заведениях под действие данной нормы Закона № 889 не подпадает!
Теперь о сумме. В состав налогового кредита отчетного года плательщика налога может быть включена сумма «не больше суммы, определенной в подпункте 6.5.1 пункта 6.5 статьи 6 настоящего Закона, из расчета за каждый полный или неполный месяц обучения в течение отчетного налогового года». То есть общая сумма налогового кредита при оплате обучения не может превышать сумму месячного прожиточного минимума для трудоспособного лица, установленного на 1 января отчетного налогового года4, умножен
ную на 1,4 (и округленную до ближайших 10 гривен) и умноженную на количество месяцев (полных или неполных) обучения в течение такого отчетного налогового года. Сумма расходов на обучение, превышающая указанный размер, не включается в состав налогового кредита этого года и не переносится на последующие периоды. Кроме того, здесь необходимо учитывать еще одно правило Закона № 889: общая сумма налогового кредита плательщика налога не может превышать сумму его общего налогооблагаемого дохода в качестве заработной платы.
Теперь о документах, подтверждающих право налогоплательщика (или других членов его семьи первой степени родства) на отнесение сумм, уплаченных за обучение, к составу налогового кредита.
В соответствии с пп.5.2.1 ст.5 Закона № 889 в состав налогового кредита включаются фактически понесенные расходы, подтвержденные плательщиком налога документально, а именно: «фискальным или товарным чеком, кассовым ордером, товарной накладной, другими расчетными документами или договором, которые идентифицируют продавца товаров (работ, услуг) и определяют сумму таких расходов». То есть для того, чтобы по итогам отчетного налогового года налогоплательщики могли реально реализовать свое право на налоговый кредит, уже сейчас, начиная
с 1 января 2004 года, им необходимо в каждом случае оплаты стоимости услуг по обучению получать (и сохранять) соответствующий подтверждающий документ (а так же уже сейчас запастись экземпляром соответствующего договора на обучение).
При соблюдении всех перечисленных условий, для получения права на налоговый кредит по итогам отчетного налогового года, налогоплательщики должны представить в ГНИ по своему месту жительства годовую декларацию об имущественном положении и доходах (налоговую декларацию). Такая декларация заполняется на основании данных Книги учета доходов и расходов, форма и порядок заполнения которой утверждены приказом ГНАУ от 16.10.2003 г. № 490. Кроме того, плательщик налога, получивший по итогам года право на налоговый кредит, обязан в течение срока, «достаточного для проведения налоговым органом налоговой проверки»5, хранить документы первичного учета, на основании которых была сформирована сумма его налогового кредита, и по требованию налогового органа (в пределах его компетенции) быть готовым их предъявить.
И последнее. Каким образом налогоплательщик сможет получить причитающуюся ему сумму возврата денежных средств (конечно, в случае ее наличия)? Такая сумма может быть зачислена на его банковский счет, открытый в любом коммерческом банке или направлена почтовым переводом в адрес, определенный в декларации в течение 60 календарных дней со дня получения такой декларации. Причем за несвоевременный возврат таких сумм излишне уплаченного налога (которые как раз и образуются в результате получения права налогоплательщиком на налоговый кредит по итогам года) Законом
№ 889 предусмотрены финансовые санкции. Так что хочется верить, что положенное налогоплательщикам возмещение излишне уплаченных сумм налога
с доходов физических лиц пройдет по итогам года без проблем и своевременно.
Array
Похожие записи

НДФЛ: НАЛОГОВАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ЛЬГОТА
14.06.2005

НДФЛ: КОМПЕНСАЦИЯ ПОТЕРИ ЧАСТИ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
16.07.2004

НДФЛ: ЗАДОЛЖЕННОСТЬ, ПО КОТОРОЙ ИСТЕК СРОК ИСКОВОЙ ДАВНОСТИ
25.02.2005