НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ: НАЧИСЛЕНИЕ ПРОЦЕНТОВ ПО КРЕДИТУ
C иностранной фирмой был заключен договор о предоставлении кредита сроком на 2 года. Возврат основной суммы кредита и процентов по нему будет производиться в конце срока пользования. Украинское предприятие — заемщик хочет начислять проценты и относить их на валовые расходы не в момент выплаты иностранной фирме — кредитору, а ежеквартально. Имеет ли оно право поступить таким образом, и какие документы необходимы для обоснования таких действий?
Кадровий аутсорсинг

На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3

Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере

Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
Чтобы найти ответ на данный вопрос, необходимо «выстроить» логическую цепочку из соответствующих норм Закона о прибыли, так как конкретной нормы, которая бы напрямую регулировала этот вопрос, не существует.
Особенности определения состава валовых расходов плательщика налога на прибыль в случае уплаты процентов по долговым обязательствам (куда и относятся проценты за пользование кредитом) изложены в п.5.5 ст.5 Закона о прибыли. Согласно этому пункту с учетом некоторых дополнительных ограничений, установленных пп.5.5.2, к составу валовых расходов налогоплательщика относятся расходы, связанные с выплатой или начислением процентов по долговым обязательствам, в том числе по кредитам (пп.5.5.1). То есть, на первый взгляд, Закон о прибыли предусматривает такую возможность, когда в состав валовых расходов включаются или выплаченные, или начисленные проценты (конечно, обязательным условием такого включения является связь кредита и выплат или начислений по такому кредиту с хозяйственной деятельностью налогоплательщика). Более того, каких-либо дополнительных ограничений, связанных с включением в состав валовых расходов начисленных, но еще не выплаченных нерезиденту процентов, в данном Законе нет (как, например, относительно включения в состав валовых расходов предоплат товаров и услуг, осуществленных в пользу нерезидента (пп.11.2.3 ст.11)).
Но здесь возникает следующий вопрос: в какой момент должно происходить начисление процентов по кредитному договору? Как правило, такое начисление осуществляется именно в сроки, предусмотренные для погашения соответствующих обязательств. И если заключенным кредитным договором не предусмотрены ИНЫЕ УСЛОВИЯ, то отражать у себя в учете те проценты, которые еще не начислены заимодавцем, у предприятия-заемщика нет никаких оснований.
Однако можно предположить, что условия кредитного договора сформулированы таким образом, что на самом деле предусматривают только начисление процентов. Например — ежеквартально, а погашение — в конце срока пользования кредитом. Такой подход вполне соответствует как основным принципам отражения доходов в бухгалтерском учете заимодавца (п.20 ПБУ-15), так и порядку формирования обязательств у заемщика (п.5 ПБУ-11). Тем более, что при нем начисление соответствующих доходов и расходов в бухгалтерском учете обоих участников операции происходит равномерно1 (в отличие от ситуации, когда проценты за весь период пользования кредитом будут начислены единоразово, в конце года). И, соответственно, дает более объективную картину финансового состояния предприятия на определенный момент времени. Поэтому если кредитный договор соответствует приведенному условию о «равномерном» начислении процентов по нему, то для отражения таких расходов в налоговом учете заемщику остается решить «техническую» проблему, которая, к сожалению, может стать в рассматриваемой ситуации камнем преткновения.
Согласно общему правилу формирования валовых расходов в налоговом учете к их составу относятся любые расходы, подтвержденные соответствующими расчетными, платежными и другими документами (пп.5.3.9 ст.5 Закона о прибыли). Следовательно, для того чтобы предприятие-заемщик ежеквартально могло относить к составу своих валовых расходов сумму только начисленных (но не выплаченных) по кредитному договору процентов, ему необходимо иметь документальное подтверждение их начисления2. По мнению автора, первичным документом в рассматриваемой ситуации может быть любой двусторонний документ, подписанный участниками кредитного договора, в котором будет зафиксирована сумма начисленных за определенный период времени процентов (который бы подтверждал соответствующую сумму начисления и мог бы являться основанием для отражения таких процентов в бухгалтерском и налоговом учете предприятия-заемщика3). Хотя более смелым налогоплательщикам в данной ситуации, скорее всего, будет достаточно только одного договора, содержащего условия и порядок начисления таких процентов, который и будет выполнять роль «соответствующего подтверждающего документа».
Array
Похожие записи

Можно ли рассматривать данную уплату как авансовый взнос по налогу на прибыль, начисленному на сумму дивидендов, предназначенных для выплаты?
21.01.2004

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ: РАСХОДЫ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ ЛИЦЕНЗИЙ
14.05.2010

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ И НДФЛ: ПИТАНИЕ РАБОТНИКОВ В СТОЛОВОЙ
05.10.2004