НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ: ЛИКВИДАЦИЯ ФИЛИАЛА
Обособленный филиал предприятия расположен на территории иной, нежели головное предприятие, территориальной общины. Филиал зарегистрирован в ЕГРПОУ, имеет свои счета и наделен правом ведения хозяйственной деятельности. Головное предприятие приняло решение о ликвидации данного филиала. Однако на момент принятия этого решения у филиала числилась задолженность перед поставщиками (получены товары и сформированы валовые расходы). Имеет ли право головное предприятие отразить в своем налоговом учете валовые расходы филиала, «непокрытые» на момент его ликвидации?
Кадровий аутсорсинг
На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3
Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере
Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
Как видно из вопроса, филиал предприятия был зарегистрирован плательщиком налога на прибыль1. Такую регистрацию позволял осуществить Закон о прибыли, в частности его пп.2.1.3 ст.2, согласно которому «филиалы, отделения и другие обособленные подразделения плательщиков налога (далее — филиалы).., не имеющие статуса юридического лица, расположенные на территории иной, нежели такой плательщик налога, территориальной общины» являются плательщиками налога на прибыль. При этом головное предприятие могло принять решение об уплате налога на прибыль как по месту расположения данного филиала, так и консолидировано.
Поскольку из вопроса не ясно, как именно уплачивался налог на прибыль — рассмотрим оба варианта:
ВАРИАНТ 1
Филиал являлся самостоятельным плательщиком налога на прибыль.
Как можно понять из условий вопроса, на момент ликвидации филиала в его налоговой отчетности были отражены непогашенные убытки по налогу на прибыль, образовавшиеся в результате превышения сумм валовых расходов над суммами валового дохода. Пунктом 6.1 ст.6 Закона о прибыли установлено, что полученные налогоплательщиком в течение года убытки (а в нашем случае сумма превышения валовых расходов приводит к декларированию убытка филиалом) включаются в состав его валовых расходов в первом календарном квартале следующего налогового года. А п.11.1 ст.11 данного Закона определяет, что последним налоговым периодом в случае ликвидации налогоплательщика является период, на который приходится дата такой ликвидации и который заканчивается днем такой ликвидации. То есть, при наличии накопленных и непокрытых прибылью отчетного периода убытков в последнем налоговом периоде (до даты ликвидации филиала) такие суммы уже не смогут быть учтены в дальнейшем. Они должны быть списаны органом налоговой службы по лицевому счету налогоплательщика-филиала.
Других механизмов переноса убытков по налогу на прибыль Законом о прибыли не предусмотрено. Кроме того, пп.4.1.1 ст.4 Закона Украины от 21.12.2000 г. № 2181-III «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» предусмотрено, что «налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налогового обязательства, которую указывает в налоговой декларации». А это значит, что законодательно закрепленной возможности «прямой» передачи сумм валовых расходов от одного налогоплательщика к другому не существует.
ВАРИАНТ 2
Головное предприятие является плательщиком консолидированного налога на прибыль.
Принятие решения головным предприятием, открывшим филиал, об уплате консолидированного налога на прибыль регламентировано вторым абзацем пп.2.1.3 ст.2 Закона о прибыли. Налоговый учет (определение сумм валового дохода и сумм валовых расходов) в данном случае необходимо вести обобщенно по всему предприятию (и по головному, и по филиалам), а уплату налога на прибыль следует осуществлять в бюджеты территориальных общин по местонахождению:
- филиалов (пропорционально удельному весу суммы валовых расходов и амортизационных отчислений такого филиала);
- головного предприятия (сумма за минусом налога на прибыль, уплаченного по местонахождению филиалов).
Налоговый учет и отчетность налогоплательщика, имеющего обособленные подразделения и перешедшего на консолидированную форму отчетности, ведется в соответствии с Порядком составления расчета налоговых обязательств по уплате консолидированного налога на прибыль предприятия, утвержденным приказом ГНАУ от 10.02.2003 г. № 68. Согласно п.8 данного Порядка, головное предприятие ведет обобщенный учет валовых расходов и амортизационных отчислений филиалов с целью дальнейшего распределения общей суммы начисленного налога на прибыль.
Таким образом, валовые расходы и амортизационные отчисления филиала (до момента его ликвидации) при уплате консолидированного налога на прибыль будут учитываться в общей сумме валовых расходов и амортизационных отчислений предприятия — плательщика консолидированного налога на прибыль.
Array
Похожие записи
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ: БЕСПЛАТНАЯ ПЕРЕДАЧА СВЯЗАННОМУ ЛИЦУ
17.11.2009
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ: СУММЫ «ВХОДНОГО» НДС В СОСТАВЕ РАСХОДОВ
12.04.2012
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ: УЧЕТ ЗАПАСОВ
27.10.2004