ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ, ПЕРЕДАННЫХ НА ХРАНЕНИЕ
Предприятие передало на хранение материальные ценности. Необходимо ли проводить инвентаризацию этих ценностей, и как правильно это сделать?
Кадровий аутсорсинг
На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3
Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере
Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
Особенность операции по передаче материальных ценностей на хранение заключается в том, что право собственности на переданные ценности сохраняется за поклажедателем. Это означает, что переданные вещи продолжают числиться в составе его активов (и, соответственно, отражаются на счетах бухгалтерского учета). А раз так, то материальные ценности, переданные на хранение, подлежат инвентаризации, так же как и все иные активы предприятия-поклажедателя.
Инструкцией № 691 не предусмотрены особые правила инвентаризации ценностей, переданных на хранение. Из формы инвентаризационной описи (типовая форма № М-21), утвержденной Приказом
№ 1932, следует, что ее составляет только хранитель. В то же время согласно п.11.8 Инструкции № 69предприятие, проводящее инвентаризацию, должно составить отдельную инвентаризационную опись и на материальные ценности, находящиеся на складах других предприятий (в том числе на хранении).
Для того чтобы быть уверенным в наличии переданных хранителю ценностей и правильно отразить в учете результаты инвентаризации, поклажедатель должен поступить следующим образом:
- назначить в обычном порядке лиц, ответственных за проведение инвентаризации ценностей, переданных на хранение. Это может быть та же комиссия, которая проводит инвентаризацию на самом предприятии, а может быть и специально созданная комиссия (и даже не одна, если ценности хранятся, например, у нескольких хранителей, которые находятся в разных городах);
- на основании документов о передаче ценностей хранителю составить инвентаризационную опись по форме № М-21;
- внести данные о фактическом наличии ценностей в инвентаризационную опись, которая заверяется подписью материально ответственного лица хранителя3.
В Приказе № 193 нет информации о том, какое количество экземпляров описи должен составить поклажедатель. И, наверное, это правильно, поскольку каждое предприятие имеет право составлять такое количество экземпляров первичных документов, которое обеспечило бы полноту и достоверность учетных данных. Например, хранитель и поклажедатель проводят инвентаризацию в один период времени перед составлением годового отчета. После пересчета фактических остатков оба субъекта хозяйствования захотят подтвердить учетные данные первичным документом — описью по форме № М-21. В таком случае необходимо составить два экземпляра описи.
Если по результатам инвентаризации обнаруживается несоответствие фактических остатков ценностей учетным данным, стороны должны принять меры по установлению виновных лиц, соответствующему урегулированию возникших несоответствий и отражению результатов инвентаризации в учете каждой из сторон.
ПРИМЕР 1
По результатам инвентаризации, проводимой предприятием-поклажедателем, установлено, что часть материальных ценностей, переданных на хранение, повреждена (испорчена) и они стали непригодны для дальнейшего использования. Учетная стоимость поврежденных материальных ценностей составляет 2000 грн.
На основании условий договора хранения хранитель приобретает соответствующее количество аналогичных ценностей, возмещая тем самым убытки, понесенные поклажедателем.
На первый взгляд, ситуация, описанная в примере, для поклажедателя более-менее безболезненна, ведь количество и наименование ценностей, числящихся в его учете, после урегулирования всех вопросов с хранителем не изменяется. Однако при определенных обстоятельствах все может сложиться не столь благоприятно.
Допустим, инвентаризация проведена поклажедателем в конце третьего квартала, и на момент ее окончания остается открытым вопрос об урегулировании разногласий с хранителем. Подписание документа, подтверждающего, что хранитель возместит стоимость испорченных ценностей, и само возмещение произойдут в следующем отчетном периоде.
Поклажедатель должен отразить результаты инвентаризации в учете. А результаты таковы, что ценности непригодны и подлежат списанию. Причем списание этих ценностей никак не связано с их использованием в хозяйственной деятельности поклажедателя. Напомним, что поклажедатель пока ничего не знает о том, поступят ли другие ценности взамен испорченных. В этом случае, по мнению автора, поклажедателю необходимо в отчетном периоде проведения инвентаризации откорректировать валовые расходы на стоимость испорченных ценностей (указав эту сумму в соответствующей строке по графе 4 «Запасы, использованные не в хозяйственной деятельности» таблицы 1 приложения К1/1 к декларации по налогу на прибыль предприятия)4.
Что касается корректировки налогового кредита по НДС, то, несмотря на отсутствие увязки между валовыми расходами и налоговым кредитом, ГНАУ придерживается достаточно фискальной позиции: если материальные ценности не использованы в хозяйственной деятельности (а именно это происходит в результате списания), налогоплательщик не имеет права на налоговый кредит5. Если согласиться с таким мнением ГНАУ, то корректировку налогового кредита по НДС следует отразить в декларации следующим образом. В том случае, если материальные ценности были приобретены в одном из прошлых отчетных периодов, сумма корректировки НДС отражается в строке 16.3 «Прочие случаи корректировки» декларации по НДС. Если же материальные ценности списаны в том же отчетном периоде, в котором были приобретены, то нет необходимости корректировать НДС: сумма НДС, начисленного (уплаченного) при их приобретении, не включается в состав налогового кредита. Самой подходящей строкой для такой операции является строка 14 декларации по НДС. В ней следует указывать стоимость материальных ценностей, предназначенных для использования не в хозяйственной деятельности.
Хотя целый ряд смелых налогоплательщиков придерживается иной точки зрения и не корректирует налоговый кредит. Основная причина, по которой они так поступают, заключается в том, что в пп.7.4.1 ст.7 Закона об НДС речь идет о формировании налогового кредита в периоде приобретения материальных ценностей (работ, услуг), и нет нормы, которая бы обязывала налогоплательщика корректировать кредит в дальнейшем (например, тогда, когда ценности испорчены и списаны). Таким образом, при самом осторожном подходе в периоде проведения инвентаризации поклажедатель теряет валовые расходы и налоговый кредит по НДС, отраженные при приобретении испорченных хранителем материальных ценностей.
А что же произойдет в следующем периоде, когда хранитель возместит поклажедателю причиненные убытки и передаст такое же количество таких же ценностей, которые были испорчены? Поклажедателю ничего не останется, как оприходовать их по учетной стоимости. При этом балансовая (она же учетная) стоимость ценностей будет учтена при пересчете балансовой стоимости запасов по правилам, предусмотренным п.5.9 ст.5 Закона о прибыли6. А вот с восстановлением права поклажедателя на «старый» налоговый кредит могут возникнуть сложности все по той же причине: в Законе об НДС нет нормы, которая бы позволяла (прямо или косвенно) провести подобную корректировку.
Таблица. Отражение недостачи ценностей в учете поклажедателя
№ п/п | Содержание бухгалтерской записи | Дебет | Kредит | Сумма, грн. |
А | Б | В | Г | |
1 | Отражена в составе расходов отчетного периода стоимость испорченных (списанных) материальных ценностей | 947 | 20, 26, 28 | 2000 |
2 | Отражена на забалансовом счете стоимость испорченных (списанных) материальных ценностей | 072 | — | 2000 |
3 | Отражено уменьшение суммы налогового кредита по НДС | 947 | 641 | 400 |
4 | Признана задолженность виновного лица | 375 | 716 | 2000 |
5 | Списана с забалансового счета стоимость испорченных (списанных) материальных ценностей | — | 072 | 2000 |
6 | Погашена виновным лицом сумма, подлежащая возмещению | 20, 26, 28 | 375 | 2000 |
Array
Похожие записи
Договор дарения сотруднику предприятия
24.11.2003
УВЕЛИЧЕНИЕ УСТАВНОГО КАПИТАЛА ООО: ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВЗНОСЫ
14.09.2010
Письмо на имя руководителя предприятия-должника и акт предъявления векселя к оплате
27.01.2004