Договор финансового лизинга автомобиля
Предприятие заключило договор финансового лизинга автомобиля сроком на пять лет. Как отразить данную операцию в налоговом и бухгалтерском учете предприятия-лизингополучателя?
Кадровий аутсорсинг
На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3
Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере
Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
На сегодняшний день вопросы, связанные с проведением субъектами предпринимательской деятельности операций по получению (и соответственно, предоставлению) имущества на основании договоров финансового лизинга, до конца не урегулированы действующим законодательством.
Первое, на что необходимо обратить внимание предприятия, заключающего договор финансового лизинга, это на несоответствие в разных нормативных документах как самих определений финансового лизинга, так и сроков, на которые должен быть заключен договор финансового лизинга. Так, согласно определению, приведенному в ст.4 Закона Украины от 16.12.97 г. № 723/97-ВР «О лизинге» (далее – Закон о лизинге), «финансовый лизинг – это договор лизинга, в результате заключения которого лизингополучатель по своему заказу получает в платное пользование от лизингодателя объект лизинга на срок, не менее срока, в течение которого амортизируется 60 процентов стоимости объекта лизинга, определенной в день заключения договора». Согласно определению, приведенному в пп.1.18.2 ст.1 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий», в редакции Закона от 22.05.97 г. № 283/97-ВР (далее – Закон о прибыли), «финансовый лизинг (аренда) – хозяйственная операция физического или юридического лица, предусматривающая приобретение арендодателем по заказу арендатора основных фондов с последующей их передачей в пользование арендатору на срок, не превышающий срока полной амортизации таких основных фондов с обязательной последующей передачей права собственности на такие основные фонды арендатору». И, наконец, в соответствии с п.4 ПБУ-141 «финансовая аренда — аренда, предусматривающая передачу арендатору всех рисков и выгод, связанных с правом пользования и владения активом. Аренда считается финансовой при наличии хотя бы одного из приведенных ниже признаков: ...срок аренды составляет большую часть срока полезного использования (эксплуатации) объекта аренды...».
Итак, что касается ограничения срока договора финансового лизинга, то, сопоставив вышеприведенные определения, можно заключить, что минимальная его продолжительность должна составлять период, в течение которого амортизируется 60% стоимости арендуемого объекта. И здесь возможны первые «учетные проблемы». На сегодняшний день существуют две амортизации: налоговая и бухгалтерская. Совпадать они могут только в абсолютно идеальных вариантах ведения хозяйственной деятельности. В 99% случаев эти показатели на предприятиях различны. Следовательно, возникает вопрос, как правильно рассчитать срок амортизации 60% стоимости арендуемого объекта и, соответственно, минимальный срок, на который такой договор должен быть заключен. Ведь существуют аргументы в пользу применения как бухгалтерской, так и налоговой амортизации. Не секрет, что бухгалтерская амортизация, рассчитанная согласно нормам ПБУ-72, может быть как объективной, соответствующей экономическим принципам перенесения стоимости оборудования на стоимость производимых с его помощью товаров, так и искусственно завышенной или заниженной (хотя доказать это практически не возможно). Следовательно, доказав обоснованность применения метода «бухгалтерской» амортизации при расчете срока действия договора финансового лизинга, предприятие получает абсолютно законную возможность устанавливать наиболее приемлемый срок действия договора аренды. В то же время менее объективным, но наиболее безопасным является вариант, когда срок аренды будет определен исходя из «налоговых норм» расчета амортизационных отчислений.
Еще одним из нюансов заключения договора финансового лизинга, который может стать причиной разногласий между предприятием и контролирующими органами, является вопрос о том, какие именно основные фонды могут быть предметом такого договора. Закон о лизинге в качестве возможных объектов лизинга рассматривает «любое недвижимое и движимое имущество, которое может быть отнесено к основным фондам в соответствии с законодательством ...не запрещенное к свободному обращению на рынке...». То есть Закон о лизинге не предусматривает каких-либо ограничений относительно того, какое имущество может передаваться в качестве объекта финансового лизинга: новое, приобретенное специально для этой цели или бывшее в эксплуатации. Определение финансового лизинга, приведенное в Законе о прибыли, дает основания некоторым проверяющим говорить о том, что предметом договора финансового лизинга должно быть только новое, «приобретенное арендодателем по заказу арендатора» имущество.
Когда, согласовав как вышеперечисленные, так и другие, оговоренные Законом о лизинге нюансы, предприятие-арендатор все же решит заключить договор финансового лизинга с арендодателем, оно должно будет обратить внимание на особенности налогообложения такой операции.
Согласно Закону о лизинге «лизинговые платежи в соответствии с законодательством Украины относятся на валовые расходы производства и обращения лизингополучателя». Однако в соответствии с пп.1.18.2 ст.1 Закона о прибыли основные фонды, переданные в финансовый лизинг, включаются в состав основных фондов арендатора. Согласно пп.8.5.2 ст.8 Закона о прибыли лизингополучатель (арендатор) увеличивает балансовую стоимость соответствующей группы основных фондов в порядке, предусмотренном для приобретения основных фондов. Порядок увеличения балансовой стоимости групп основных фондов определен в пп.8.3.2 ст.8 Закона о прибыли и предусматривает, в частности, увеличение стоимости соответствующей группы на «сумму расходов, понесенных в связи с приобретением основных фондов». Следуя общему принципу отражения в учете расходов, связанных с приобретением основных фондов, можно заключить, что в периоде получения объекта аренды (а по мнению ГНАУ, в периоде ввода объекта в эксплуатацию) лизингополучатель увеличивает балансовую стоимость соответствующей группы на стоимость полученного объекта. Однако здесь опять возникает достаточно спорный для таких операций вопрос: какие именно расходы, понесенные в связи с исполнением арендатором своих обязательств по договору финансового лизинга, должны быть отнесены к составу расходов на «приобретение основных фондов» и, следовательно, подлежать амортизации. Дело в том, что согласно Закону о лизинге лизинговые платежи, величина и срок внесения которых устанавливаются по договоренности сторон, могут состоять из:
— «суммы, которая возмещает при каждом платеже часть стоимости объекта лизинга, амортизируемого за срок, за который вносится лизинговый платеж;
— суммы, уплачиваемой лизингодателю в качестве процента за привлеченный им кредит для приобретения имущества по договору лизинга;
— платежа в качестве вознаграждения лизингодателю за полученное в лизинг имущество;
— возмещения страховых платежей по договору страхования объекта лизинга, если объект застрахован лизингодателем;
— других расходов лизингодателя, предусмотренных договором лизинга».
Что именно считать «расходами на приобретение основных фондов», которые подлежат амортизации в налоговом учете, в Законе о прибыли не указано. Нет четкого ответа на данный вопрос и в п.8 ПБУ-7, в соответствии с которым осуществляется формирование первоначальной стоимости объектов основных средств. Следовательно, дать однозначный ответ на вопрос, чем именно являются для предприятия-лизингополучателя расходы, например, на выплату вознаграждения лизингодателю: валовыми расходами или расходами, подлежащими амортизации, — достаточно сложно. Более безопасным для арендатора является вариант, при котором абсолютно все составляющие лизингового платежа будут отнесены им на увеличение балансовой стоимости соответствующей группы основных фондов.
Что касается вопросов, связанных с начислением налога на добавленную стоимость при осуществлении операции финансового лизинга, то для лизингополучателя они, очевидно, проблемы не составят. Согласно пп.3.2.2 ст.3 Закона Украины от 03.04.97 г. № 168/97-ВР «О налоге на добавленную стоимость» (далее – Закон об НДС) не являются объектом налогообложения операции по:
...уплате арендных (лизинговых) платежей по условиям договора финансовой аренды (лизинга) или по условиям договора аренды жилищного фонда, являющегося основным местом жительства арендатора…».
А раз у лизингодателя при получении арендных (лизинговых) платежей не возникает налоговых обязательств, следовательно, и у лизингополучателя налогового кредита так же не будет3.
В то же время следует напомнить, что при осуществлении выкупа объекта финансового лизинга по истечении срока аренды, в течение которого амортизируется 60% его стоимости, может возникнуть проблема начисления НДС. Дело в том, что, по мнению ГНАУ, изложенному в письме от 18.07.2000 г. № 9880/7/16-1220-5, операция выкупа по остаточной стоимости объекта аренды арендатором не является операцией по уплате лизинговых платежей, а следовательно, не подпадает под действие льготы, предусмотренной пп.3.2.2 ст.3 Закона об НДС. А значит, остаточная стоимость, по которой происходит выкуп объекта, является для арендодателя базой для начисления налога на добавленную стоимость. Правда, при этом ГНАУ также отмечает, что лизингодатель имеет право на включение части суммы налога на добавленную стоимость, уплаченного им при приобретении объекта аренды, в состав налогового кредита. Расчет такой суммы производится пропорционально той остаточной стоимости, по которой происходит выкуп объекта.
При отражении арендных операций в бухгалтерском учете предприятиям необходимо руководствоваться нормами ПБУ-14 и Инструкции № 2914. Ниже справочно приведены стандартные бухгалтерские проводки по отражению операции финансового лизинга у предприятия-лизингополучателя.
1Положение (стандарт) бухгалтерского учета 14 «Аренда», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 28.07.2000 г. № 181, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 10.08.2000 г. № 487/4708 (с изменениями и дополнениями) (прим. ред.).
2Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 «Основные средства», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 27.04.2000 г. № 92, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 18.05.2000 г. № 288/4509 (с изменениями и дополнениями) (прим. ред.).
3При этом налоговая накладная, выписанная продавцом передаваемого в лизинг имущества в адрес лизингодателя, вместе с документами на передачу объекта ни в коем случае не может служить для лизингополучателя основанием для отнесения указанной в ней суммы к налоговому кредиту (прим.авт.).
4Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденная приказом Министерства финансов Украины от 30.11.99 г. № 291, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 21.12.99 г. № 893/4186 (прим. ред.).
Array
Похожие записи
ПЛАТА ЗА ОБУЧЕНИЕ УЧРЕДИТЕЛЯ: ВАЛОВЫЕ РАСХОДЫ И НДФЛ
15.10.2009
Во время рекламной кампании предприятием приобретен мобильный телефон за 1 грн
13.12.2000
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ: КОМИССИОННАЯ ТОРГОВЛЯ АЛКОГОЛЬНЫМИ НАПИТКАМИ
22.10.2006