Банкротство предприятия и выплата пенсий Пенсионным фондом Украины
В 1998 — 2001 годах ОАО находилось в состоянии банкротства. Городское управление Пенсионного фонда Украины в установленный законодательством срок с денежным требованием к ОАО не обращалось, заявление в суд о признании его кредитором ОАО не подавало и поэтому, соответственно, не было признано как кредитор. В 2002 году ОАО вышло из состояния банкротства путем подписания мирового соглашения с кредиторами. После этого управление Пенсионного фонда предъявило ОАО требования по уплате фактических расходов на выплату и доставку льготных пенсий за период нахождения предприятия в состоянии банкротства и уплаты долга по фактическим расходам на выплату и доставку льготных пенсий, который возник до производства дела о банкротстве. В течение 2002-2003 годов предприятие добровольно уплачивало платежи по фактическим расходам на выплату и доставку льготных пенсий, которыми управление Пенсионного фонда погашало указанный долг.
Должно ли ОАО уплачивать упомянутый долг? Правомерны ли действия городского управления Пенсионного фонда по начислению пени и штрафных санкций за несвоевременную уплату указанного платежа?
Кадровий аутсорсинг

На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3

Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере

Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
Часть вторая ст.13 Закона Украины от 05.11.91 г. № 1788-XII «О пенсионном обеспечении», действовавшая до 15.03.2000 г., устанавливала, что предприятия и организации из денежных средств, предназначенных на оплату труда, вносят в Пенсионный фонд Украины плату, которая покрывает расходы на выплату и доставку пенсий в соответствии с пунктами «б» — «з» данной статьи до достижения работником пенсионного возраста, предусмотренного статьей 12 этого Закона, в соответствующих размерах. Часть вторая ст.13 утратила силу в связи с принятием Закона Украины от 17.02.2000 г. № 1461-III «О внесении изменений в некоторые законы Украины», которым, кроме изменений в указанный Закон, были внесены изменения и в Закон Украины «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование», в частности, в п.1 ст.2. Он был дополнен абзацем четвертым следующего содержания: «Для плательщиков сбора, определенных пунктами 1 и 2 статьи 1 данного Закона, объектом налогообложения являются также фактические расходы на выплату и доставку пенсий, назначенных в соответствии с пунктами «б» — «з» статьи 13 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» до достижения работниками пенсионного возраста, предусмотренного статьей 12 Закона Украины «О пенсионном обеспечении».
Под налогом и сбором (обязательным платежом) в бюджеты и в государственные целевые фонды следует понимать обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или государственный целевой фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законами Украины о налогообложении. К государственным целевым фондам относится и Пенсионный фонд Украины.
Таким образом, до 15.03.2000 г. плата, которая покрывала расходы на выплату и доставку пенсий, относилась к обязательному взносу в государственный целевой фонд, а после этой даты расходы на выплату и доставку пенсий используются как объект (база) обложения сбором на обязательное пенсионное страхование.
В 2001 году вступил в силу Закон Украины от 21.12.2000 г. № 2181-III «О погашении обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» (далее — Закон № 2181), в соответствии со ст.1 которого налоговое обязательство (с учетом штрафных санкций при их наличии), самостоятельно согласованное налогоплательщиком или согласованное в административном или судебном порядке, но не уплаченное в установленный срок, а также пеня, начисленная на сумму такого налогового обязательства, считаются налоговым долгом. В соответствии с пп.18.1.1 и 18.1.3 ст.18 Закона № 2181 списанию с налогоплательщиков подлежал налоговый долг, который возник по состоянию на 31.12.99 г. и не был уплачен на момент опубликования Закона, а также пеня и штрафные санкции, начисленные на такой налоговый долг. При этом единственным исключением из указанной общей нормы является запрет списания налогового долга налогоплательщика, если до дня вступления в силу ст.18 Закона № 2181 было возбуждено уголовное производство по преднамеренному уклонению лиц от уплаты такого налогового долга. Другие случаи, которые бы предусматривали при определенных обстоятельствах не проводить списание налогового долга, Законом № 2181 не предусмотрены. Не определены они и в специальном нормативно-правовом акте Пенсионного фонда Украины — постановлении правления ПФУ от 12.03.2001 г. № 7 «Об утверждении Порядка проведения органами Пенсионного фонда Украины списания и рассрочки налогового долга (недоимки) по сбору на обязательное государственное пенсионное страхование».
Таким образом, городское управление Пенсионного фонда обязано было списать налоговый долг по внесению ОАО платы, покрывающей расходы на выплату и доставку пенсий, который возник до 31.12.99 г. и не был погашен до даты вступления в силу Закона № 2181. Налоговый долг по внесению платы, покрывающей расходы на выплату и доставку пенсий, и по сбору на обязательное государственное пенсионное страхование, который возник в период с 01.01.2000 г. до 31.12.2000 г. и не был уплачен, должен быть по желанию налогоплательщика (а не по указанию Пенсионного фонда) рассрочен на условиях, предусмотренных пп.18.1.2 ст.18 Закона № 2181.
Относительно событий, происходивших с 01.01.2001 г., необходимо учитывать следующее.
Возбуждение производства дела о банкротстве не является основанием для освобождения плательщиков от обязанностей по уплате налогов, в том числе по уплате фактических расходов на выплату и доставку льготных пенсий и сбора. То есть обязательства по сбору на обязательное государственное пенсионное обеспечение продолжают возникать (как минимум, до момента объявления должника банкротом), поскольку продолжает начисляться заработная плата и выплачиваться соответствующая пенсия, которые являются объектами налогообложения. Однако в соответствии с частью третьей ст.12 Закона Украины от 14.05.92 г. № 2343-XII «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» в течение действия моратория не начисляются неустойка (штраф, пеня), другие финансовые (экономические) санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательств по уплате налогов и сборов (обязательных платежей). Таким образом, городское управление Пенсионного фонда имело право начислять неустойку только с момента прекращения действия моратория.
Что касается того, что управление Пенсионного фонда не заявляло своих требований в суде, необходимо учитывать следующее. Согласно части пятой ст.31 Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» требования, заявленные после истечения срока, установленного для их предъявления, не рассматриваются и считаются погашенными. Однако это предписание Закона следует применять в том случае, когда должник признан банкротом и открыта процедура ликвидации. В другом случае, как разъяснил ВХСУ в информационном письме от 19.03.2002 г. № 01-8/307, требования к должнику, которые не были заявлены кредиторами или заявлены ими после истечения установленного статьей 14 Закона месячного срока, который не возобновлен хозяйственным судом в установленном порядке, могут быть предметом иска (п.4 письма). То есть непредъявление требований в суде при рассмотрении дела о банкротстве не свидетельствует об автоматическом их прекращении.
Array
Похожие записи

Принятие оплаты от фермера наличностью без применения РРО
13.09.2001

Инфляционная составляющая задолженности по денежным обязательствам
28.03.2001

КОМАНДИРОВКА: КОМПЕНСАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ РАСХОДОВ НА ПИТАНИЕ
16.11.2008