Выдача работнику справки о доходах
Выдача работнику справки о доходах
Кадровий аутсорсинг
На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3
Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере
Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
Работник несколько раз обращался к работодателю в лице руководителя предприятия за справкой о доходах, но безрезультатно. Есть ли установленные законом сроки выдачи такой справки? Как можно повлиять на работодателя (справка крайне нужна для получения визы для выезда за границу на лечение)?
Форма справки о доходах утверждена Приказом № 192(1). И хотя данная форма утверждалась для представления в органы труда и социальной защиты, очевидно, что она может применяться и в других целях.
Интересно то, что обязанность работодателя предоставить справку о доходах не закреплена в КЗоТ, зато в соответствии со ст.49 этого Кодекса собственник или уполномоченный им орган (руководитель предприятия) обязан выдать работнику по его требованию справку о его работе на данном предприятии, в учреждении, организации с указанием специальности, квалификации, должности, времени работы и размера заработной платы. Согласно ст.2 Закона об оплате труда(2) в состав заработной платы входят: основная и дополнительная заработные платы, другие поощрительные и компенсационные выплаты. Значит, если доходы работника ограничиваются категорией «заработная плата», ст.49 КЗоТ подлежит прямому применению, и можно требовать предоставления справки о размере заработной платы.
В то же время, если работнику необходима именно справка, утвержденная Приказом № 192, или он получал, кроме заработной платы, другие доходы (например, дополнительные блага, определенные пп.164.2.17 ст.164 НКУ) и ему необходима информация именно о них, информация может быть истребована со ссылкой на ст.1, 5, 20 Закона № 393(3), а ст.49 КЗоТ вместе с нашими рекомендациями по ее применению (предоставленными ниже) может использоваться по аналогии.
Из ст.49 КЗоТ следует форма обращения – требование, без указания, письменное оно или устное. Требование в устной форме имеет смысл только тогда, когда работодатель очевидно настроен на оперативную, беспроблемную выдачу справки. Если налицо нежелание работодателя исполнить свою обязанность, необходимо оформить письменное требование и подать его в канцелярию предприятия (с получением на копии требования отметки о получении) или направить ценным письмом с описью вложений и уведомлением о вручении, и если юридический и фактический адреса предприятия отличаются – лучше направить по экземпляру на оба адреса. Оба способа могут применяться одновременно для обеспечения и оперативности получения (через канцелярию) и наличия неоспоримых доказательств направления по почте.
В требовании, кроме стандартной «шапки» (полное наименование, реквизиты предприятия, ФИО руководителя, ФИО, должность, персональные данные работника, реквизиты трудового договора или, при наличии, приказа о приеме (зачислении) на работу), следует изложить, со ссылкой на ст.49 КЗоТ, свое требование о выдаче соответствующей справки. Если информация о цели получения справки не является конфиденциальной, желательно в требовании указать цель получения справки. Такое указание может несколько упростить рассмотрение дела об административном правонарушении, если таковое будет, поскольку даст суду более полное видение обстоятельств совершения правонарушения.
Законодательством не установлен специальный срок, в течение которого работодатель обязан предоставить справку. В данном случае приходится руководствоваться общим сроком ответа на обращение гражданина согласно Закону № 393 (на сроки, установленные прямо в данном Законе, ссылается ст.41 КоАП(4)). В соответствии со ст.20 Закона № 393 обращения, не требующие дополнительного изучения, рассматриваются и разрешаются безотлагательно, но не позднее 15 дней. Очевидно то, что оформление справки не требует дополнительного изучения, привлечения большого количества работников, проведения анализа или других затрат трудовых ресурсов. Исходя из этого, к требованию о выдаче справки должен применяться именно срок 15 дней на ответ. Впрочем, учитывая, что законодательство не дает четкого комментария относительно категории обращений, не требующих дополнительного изучения, при инициации дела об административном правонарушении целесообразно дождаться все же истечения общего срока в один месяц на ответ.
Что касается ответственности, то за нарушение должностными лицами предприятий и физическими лицами – предпринимателями срока предоставления работникам по их требованию документов относительно их трудовой деятельности на данном предприятии, необходимых для назначения пенсии (о стаже, заработной плате и т.п.), определенного Законом № 393, или предоставление указанных документов, содержащих недостоверные сведения, влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц предприятий и граждан – субъектов предпринимательской деятельности от 30 до 100 ннмдг (от 510 до 1700 грн.).
Штраф согласно ст.41 КоАП налагается местным судом на основании протокола, составленного уполномоченным лицом органа Гоструда. В случае если такое нарушение повлекло за собой причинение материального или морального вреда лицу, которое не получило вообще или не получило вовремя справку, такой вред может быть компенсирован в порядке гражданского судопроизводства, и ответчиком, в соответствии со ст.1172 ГКУ(5), должно быть само предприятие. Материальный и моральный вред могут быть причинены в случае, если справка была необходима для оформления определенных льгот, преференций, получение других благоприятных последствий для работника, а вследствие ее невыдачи такие благоприятные последствия не наступили.
Что касается мер воздействия на работодателя, то они могут быть следующими:
- если работник является членом профессионального союза – обращение в него для защиты своих трудовых прав. Обычно в профсоюзах есть профессиональные, специализированные юристы для сопровождения трудовых споров, есть контакты средств массовой информации, чье внимание к нарушению прав работников может способствовать прекращению нарушения прав работника;
- обращение к непосредственному собственнику (собственникам) предприятия и побуждение их повлиять на своего представителя (руководителя предприятия) для прекращения нарушения трудовых прав работника;
- подача заявления о совершении административного правонарушения в Гоструда, к которому приложить копию своего требования с документами, подтверждающими его подачу;
- в случае привлечения соответствующего руководителя к административной ответственности – инициировать иск о компенсации имущественного или морального вреда, если такой вред был причинен;
- если наложение административных взысканий не побуждает руководителя предприятия выдать справку – подача иска об обязательстве совершить действия;
- если ни одна из вышеуказанных мер не стала результативной, можно подать заявление о совершении преступления, инициировать уголовное производство по ст.172 «Грубое нарушение законодательства о труде» (в случае прямого применения ст.49 КЗоТ) и/или ст.382 «Невыполнение судебного решения» УКУ(6).
Таким образом, по требованию работника ему должна быть выдана работодателем справка о заработной плате в течение одного месяца. В случае невыполнения работодателем данного требования работник может обратиться в профессиональный союз или непосредственно подать заявление о совершении административного проступка и инициировать компенсацию вреда, причиненного противоправными действиями, подать иск об обязательстве совершить действия или даже инициировать уголовное производство.
Array
Похожие записи
ФИНАНСОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БУХГАЛТЕРА
20.07.2012
МОМЕНТ ОТРАЖЕНИЯ РАСХОДОВ В СУММЕ НДС
07.10.2013
НДС: ПРОДАЖА НЕДВИЖИМОСТИ НЕРЕЗИДЕНТОМ НА ТАМОЖЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ УКРАИНЫ
21.12.2007