ВСКРЫШНЫЕ РАСХОДЫ
Предприятие осуществляет работы по открытой добыче железистых кварцитов (вскрышные работы) с целью производства товарной продукции — железорудного концентрата. В течение многих лет расходы на осуществление вскрышных работ включались в валовые расходы на основании пп.5.2.1 ст.5 Закона о прибыли как расходы, понесенные в связи с подготовкой, организацией и ведением производства. В результате последних налоговых проверок горно-добывающих предприятий была исключена из состава валовых расходов стоимость вскрышных работ. При этом было предложено амортизировать их в соответствии со ст.9 Закона о прибыли, несмотря на то, что эти расходы не включаются в перечень, установленный постановлением КМУ от 04.02.98 г. № 118.
Кадровий аутсорсинг
На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3
Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере
Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
Правомерны ли такие предложения работников налоговых органов?
Оригинально выглядит формулировка желания налоговых органов, исключающих стоимость вскрышных работ из состава валовых расходов: они предлагают эти расходы амортизировать. Заметим — предлагают. Само собой разумеется, поскольку в толковании слова «предлагают» нет указания на обязательное выполнение, есть возможность согласиться или отказаться. А обосновать свой отказ от «предложения» можно следующим образом.
Во-первых, ст.9 Закона о прибыли регламентирован порядок амортизации определенных расходов, связанных с добычей полезных ископаемых, а не вообще всех возможных расходов. В противном случае эта статья примерно называлась бы «Налогообложение предприятий по добыче полезных ископаемых» (аналогично ст.14 «Налогообложение производителей сельскохозяйственной продукции») и регламентировала бы специальное налогообложение всей отрасли. Да и почему, собственно, предлагать амортизировать только вскрышные работы? С таким же успехом можно было бы предложить амортизировать, к примеру, административные и прочие расходы, которые хоть как-то касаются добычи. Вряд ли здесь следует обольщаться формулировкой п.9.1 данной статьи: «любые расходы на разведку (доразведку), обустройство и разработку любых запасов (месторождений) полезных ископаемых…», поскольку уже в следующем п.9.2 уточнено, что все-таки амортизируются расходы по перечню, устанавливаемому КМУ. Такой перечень был утвержден постановлением КМУ от 04.02.98 г. № 118 (далее — Перечень № 118), и вскрышные работы в нем отсутствуют.
Во-вторых, из анализа Перечня № 118 следует, что в него включены предварительные расходы, относящиеся ко всему объему добычи, а не к конкретной добытой партии полезных ископаемых (затраты на разведку, проектирование и т.п.). Например, в Перечне № 118 указаны расходы на разработку бизнес-плана. Ясно, что это предварительные расходы, которые повлияли на весь объем добычи. Поэтому экономически оправданно посредством механизма амортизации распределить эти расходы между всем объемом добычи. А вскрышные работы относятся к конкретной партии добытых полезных ископаемых, а не ко всему объему добычи. Кроме того, они не являются предварительными расходами. Поэтому амортизация затрат на эти работы выглядит абсурдно и незаконно.
В-третьих, обратимся к мнению самой ГНАУ (письмо от 13.03.99 г. № 4078/7/15-1111): «капитализация расходов в целях дальнейшей амортизации согласно положениям статьи 9 действующего Закона происходит в случае, если расходы по разведке существования, местонахождения, объема и качества каких-либо полезных ископаемых, определенные в пунктах 1 — 8 Перечня расходов на разведку (доразведку) и обустройство любых запасов (месторождений) полезных ископаемых, утвержденного постановлением КМУ от 04.02.98 г. № 118, привели к разработке шахты или месторождения.
Кроме того, в соответствии с указанным Законом любые другие расходы, связанные с добычей полезных ископаемых, включая нефть и газ, которые не вошли в указанный Перечень и не амортизируются согласно статье 9,подлежат либо амортизации в соответствии со статьей 8 в надлежащих случаях (приобретение или самостоятельное изготовление для производственного использования основных фондов и нематериальных активов), либо включаются в валовые расходы в соответствии со статьей 5».
Приведенная цитата из письма ГНАУ отражает правильное понимание норм Закона о прибыли. Так, в соответствии со ст.9 Закона амортизируются расходы, не только предусмотренные Перечнем, но и предшествующие (то есть, как мы говорили ранее, являющиеся предварительными) разработке шахты или месторождения. А все остальные расходы амортизируются согласно ст.8 (основные фонды) либо включаются в валовые расходы на основании ст.5 этого Закона.
Учитывая тот факт, что вскрышные работы не предусмотрены Перечнем, не являются к тому же предварительными, не амортизируются как основные фонды, они включаются в валовые расходы на основании пп.5.2.1 ст.5 Закона о прибыли как расходы, понесенные в связи с подготовкой, организацией и ведением производства.
В-четвертых, если вышеприведенных аргументов работникам налоговых органов окажется недостаточно, можно отказаться принять их «предложение» безо всяких аргументов. Ведь на то оно и «предложение», что не требует аргументированного отказа.
Array
Похожие записи
Командировочное удостоверение для выплаты суточных расходов
16.11.2002
Предприятие закупило сельскохозяйственную продукцию у физического лица
21.02.2001
Право собственности на землю с учетом вступления в силу нового Земельного кодекса Украины
10.04.2002