Транспортно-экспедиторская компания (далее - экспедитор), являясь доверенным лицом перевозчика груза, осуществляет экспедирование груза заказчика за пределы таможенной границы Украины и получает всю сумму оплаты стоимости услуг на свой банковский счет. Экспедитор оставляет у себя установленный договором размер вознаграждения за экспедирование груза, а стоимость перевозки (автоуслуг) перечисляет перевозчику. Просим разъяснить, возможно ли начисление экспедитором НДС со стоимости услуг экспедирования грузов за пределами таможенной границы Украины, предъявляемых к оплате заказчику, по ставке ноль процентов, и вправе ли экспедитор выписывать налоговую накладную по НДС по ставке ноль процентов на стоимость автоперевозок за пределами таможенной границы Украины, если:
Кадровий аутсорсинг
На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3
Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере
Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
1. Перевозчик является плательщиком НДС и выписывает экспедитору налоговую накладную с нулевой ставкой НДС?
2. Перевозчик является предпринимателем - плательщиком единого налога?
3. На месте перевозчика находится другой экспедитор (субэкспедитор) на тех же условиях, что и первый экспедитор, и который выписывает ему налоговую накладную по НДС по ставке ноль процентов?
Сначала необходимо выяснить правовую основу отношений, описанных в вопросе. Гражданский кодекс Украины содержит характеристику таких видов договорных отношений, как договор поручения и договор комиссии. Они имеют как общие, так и отличительные черты.
Общей чертой является то, что оба соглашения являются соглашениями предоставления услуг по поручению и за счет другого лица.
1. По договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется выполнить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия (ст.386 ГКУ). Доверитель выплачивает поверенному вознаграждение, но если это предусмотрено договором. То есть если наоборот в договоре поручения размер вознаграждения не обусловлен, то это не противоречит ГКУ (ст.387, 391 ГКУ). Не будет нарушением законодательства и факт перечисления на счет поверенного не всей суммы средств, а только суммы вознаграждения от доверителя и опять-таки в случае, если оно предусмотрено в договоре поручения.
2. По договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одно или несколько соглашений от своего имени за счет комитента (ст.395 ГКУ). Согласно ст.408 комиссионер вправе удержать принадлежащее ему вознаграждение со всех сумм, поступивших к нему на счет или в кассу. При этом наличие в договоре комиссии обусловленного сторонами размера вознаграждения в отличие от договора поручения является обязательным.
В поставленном читателем вопросе есть некоторые противоречия. Но несмотря на это, предоставим ответ на все перечисленные в вопросе случаи.
В соответствии с пп.6.2.4 ст.6 Закона Украины от 03.04.97 г. № 168/97-ВР "О налоге на добавленную стоимость" (далее - Закон об НДС) предоставление транспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов за пределами таможенной границы Украины облагается НДС по ставке ноль процентов. При этом пределы таможенной границы Украины при перевозке грузов начинаются либо заканчиваются от внутренней таможни, на которой проводятся предварительные таможенные процедуры при экспорте грузов или наоборот - заканчиваются таможенные процедуры при импорте грузов.
При этом пп.6.2.4 ст.6 Закона об НДС также предусмотрена норма, согласно которой в случае если предоставление международных транспортных услуг осуществляется в виде брокерских, агентских или комиссионных операций с транспортными билетами, проездными документами, заключения договоров или счетов на транспортировку пассажиров либо грузов доверенным лицом перевозчика, операции по таким услугам облагаются налогом по ставке, предусмотренной п.6.1 ст.6, то есть по ставке 20 процентов.
В письме ГНАУ от 16.06.2000 г. № 8422/7/16-1321 "О применении нулевой ставки НДС при экспорте грузов за пределы таможенных границ Украины и осуществлении международных перевозок" (см. раздел "Бухгалтерия" от 10.07.2000 г. № 28 (391), с.30-31) указанную норму Закона об НДС подтверждено и определенным образом конкретизировано: "Право на применение нулевой ставки НДС согласно указанному подпункту имеет только плательщик, который непосредственно предоставляет транспортные услуги по международной перевозке пассажиров и грузов. В случае, если предоставление транспортных услуг осуществляется в виде заключения договоров или счетов на транспортировку пассажиров либо грузов доверенным лицом перевозчика, операции по таким услугам облагаются по ставке, предусмотренной п.6.1 ст.6 Закона. Объектом налогообложения в этом случае является вознаграждение, которое получает доверенное лицо или агент от плательщика - перевозчика (транспортной организации) за содействие в продаже услуг по международной перевозке, предоставляемых плательщиком-перевозчиком. В случае, если предприятие не является доверенным лицом перевозчика, а выступает как отдельный продавец всего комплекса услуг, в том числе и приобретенных у плательщика-перевозчика по нулевой ставке, операции по такой продаже комплекса услуг подлежат обложению НДС в полном объеме по ставке 20 процентов базы налогообложения".
С учетом приведенных читателем в вопросе трех вариантов осуществленных операций разделим примеры в ответе на две части. В первой части по трем вариантам проведенных операций речь пойдет об оформлении правовых отношений между перевозчиком, экспедитором и заказчиком по договору поручения, во второй - по договору комиссии.
Исходные данные для примера:
- стоимость услуги по перевозке, предоставляемой перевозчиком, составляет 2400 грн. без НДС;
- стоимость посреднических услуг, предоставляемых экспедитором (вознаграждение), - 600 грн. с НДС.
Часть I. Договор поручения по трем вариантам проведенных операций
1. Перевозчик является плательщиком НДС и получает средства за перевозку на свой банковский счет (либо в кассу) и выписывает налоговую накладную. В этом случае база налогообложения равна стоимости услуг по перевозке - 2400 грн., ставка налогообложения - 0 процентов.
Что касается экспедитора, то он получает от заказчика сумму вознаграждения за посреднические услуги, стоимость которых составляет 500 грн. плюс сумма НДС 100 грн., и выписывает заказчику налоговую накладную на общую сумму 600 грн.
2. Перевозчик является частным предпринимателем - плательщиком единого налога.
Наверное, имеется в виду, что указанный перевозчик не является плательщиком НДС. Но напомним, что в соответствии с п.4 постановления КМУ от 16.03.2000 г. № 507 "О разъяснении Указа Президента Украины от 3 июля 1998 года № 727" наряду с субъектами малого предпринимательства - юридическими лицами - плательщиками НДС могут быть также субъекты малого предпринимательства - физические лица. В случае если субъект малого предпринимательства - физическое лицо принимает решение быть плательщиком НДС, на него распространяются нормы Закона об НДС. Поэтому перевозчик - плательщик единого налога может быть как плательщиком НДС, так и не быть им. Первый случай рассмотрен в предыдущем варианте ответа. Рассмотрим второй.
Данная ситуация отличается от описанной в первом случае тем, что, получив денежные средства за перевозку (2400 грн.), перевозчик не выписывает налоговую накладную, поскольку не является плательщиком НДС и не имеет такого права по Закону об НДС. В конечном итоге вся сумма услуг при условии оформления должным образом первичных документов (талонов заказчика, актов приемки-передачи транспортных услуг и т.д.) будет отнесена к составу валовых расходов заказчика.
3. На месте перевозчика находится субэкспедитор, действующий на тех же условиях, что и первый экспедитор.
Отличие от предыдущих двух случаев состоит в том, что субэкспедитор выписывает налоговую накладную по ставке обложения налогом 20 процентов на сумму своего вознаграждения, которую получает от предоставления услуг экспедирования. Налогообложение международных транспортных перевозок остается неизменным.
Часть II. Договор комиссии по трем вариантам проведенных операций
1. Перевозчик является плательщиком НДС. В случае фискального подхода экспедитор, получив средства на банковский счет (стоимость услуг перевозчика плюс стоимость вознаграждения за свои услуги), должен был уплатить НДС по ставке 20 процентов со всей суммы (2400 грн. + 500 грн.) + + (2400 грн. + 500 грн.) х 0,20 = 3480 грн. Экспедитор заказчику выписывал бы налоговую накладную следующим образом: база налогообложения - 2900 грн. (2400 грн. + 500 грн.) по ставке 20 процентов, сумма НДС - 580 грн. Всего - 3480 грн.
Но принимая во внимание тот факт, что в описанном случае весь налоговый груз перекладывается с перевозчика на экспедитора, ГНАУ в своих письмах, руководствуясь частью второй пп.6.2.4 ст.6 Закона об НДС, базой обложения НДС для экспедиторских услуг определила полученную экспедитором компенсацию за предоставленные им услуги после его расчетов со всеми участниками транспортного процесса (в качестве примера см. письмо ГНАУ от 19.01.98 г. № 449/10/16-1321, опубликованное в Сборнике систематизированного законодательства "Золотая библиотека налогоплательщика" приложения "Бухгалтерия" от 23.10.2000 г. № 43 (406), с.184).
Международному перевозчику экспедитор перечисляет денежные средства в сумме 2400 грн., и перевозчик выписывает экспедитору налоговую накладную на сумму 2400 грн. со ставкой НДС ноль процентов.
2. Перевозчик является частным предпринимателем - плательщиком единого налога и не плательщиком НДС.
Отличие от предыдущего случая состоит в том, что перевозчик не является плательщиком НДС и не имеет права на выписку налоговых накладных для экспедитора.
3. На месте перевозчика находится субэкспедитор, действующий на тех же условиях, что и первый экспедитор.
Аналогично, как и в первом случае этой части, при фискальном подходе субэкспедитор должен был бы выписать экспедитору налоговую накладную по ставке НДС 20 процентов к базе налогообложения - 2400 грн., НДС - 480 грн., всего - 2880 грн. Экспедитор перечислял бы субэкспедитору большую сумму денежных средств - 2880 грн. и получал бы право на налоговый кредит в сумме 480 грн. Но ГНАУ, как было указано в п.1 этой части, фактически дала указания на налогообложение у субэкспедитора только разницы между общей суммой компенсации за вычетом расходов на расчеты со всеми участниками транспортного процесса.
В заключение следует отметить, что в ответе речь шла об общих принципах определения базы налогообложения экспедиторских услуг по международным перевозкам. Но при определении ставки НДС
0 или 20 процентов обязательно необходимо учитывать, что по экспортным или импортным грузам предоставляются экспедиторские услуги.
В первом случае у экспедитора с суммі разницы НДС будет исчисляться по ставке 0 процентов . При этом в отличие от Закона об НДС, который не ставит применение нулевой ставки НДС в зависимость от того, является ли заказчик резидентом или нерезидентом, ГНАУ о такой зависимости постоянно указывает в своих письмах. ГНАУ считает, что если заказчиком экспедиторских услуг по экспортным грузам является резидент, то ставка 0 процентов не применяется, и указанную выше разницу у экспедитора между общей суммой полученной компенсации и расходами с участниками транспортного процесса следует облагать НДС по ставке
20 процентов. Ставку ноль процентов ГНАУ признает только относительно экспедиторских услуг по экспортным грузам, где заказчиком выступает нерезидент.
Array
Похожие записи
УПРАВЛЕНИЕ НЕДВИЖИМЫМ ИМУЩЕСТВОМ
22.06.2019
Неприбыльные организации: «гуманитарная» отчетность
06.04.2016
ПРОДАЖА СЕЛЬХОЗТЕХНИКИ И КОРРЕКТИРОВКА НАЛОГОВОГО КРЕДИТА
06.03.2015