Специфическая база налогообложения для туроператоров и турагентов
Для туроператоров и турагентов, реализующих туристические услуги (туристические путевки) за рубеж, предусмотрена специфическая база налогообложения. Когда и как они должны выписывать покупателям налоговые накладные? Можно ли не выписывать налоговые накладные вообще?
Кадровий аутсорсинг

На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3

Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере

Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
Сразу предупредим читателей, что ответ на этот и последующие вопросы базируется сугубо на законодательно-теоретической основе. На практике точно рассчитать упомянутую в вопросе специфическую базу налогообложения по одному конкретному туристическому продукту (туристической услуге) весьма сложно, а иногда и просто невозможно.
Все дело в том, что ст.8 Закона об НДСдействительно предусмотрен довольно специфический порядок определения базы налогообложения при поставке туристического продукта или туристических услуг. При этом если для определения размера базы налогообложения у туроператора основное значение имеет место непосредственного предоставления туристических услуг — за рубежом или в Украине, то на размер базы налогообложения у агента место предоставления туристических услуг не влияет. Для него НДС-ой базой налогообложения в любом случае является вознаграждение, которое он получает от туроператора или других поставщиков услуг.
За 9 лет существования такого документа налогового учета, как налоговая накладная, бухгалтеры привыкли к тому, что выписывать ее необходимо на сумму налоговых обязательств, рассчитанных как 20% или 0% от базы налогообложения. Не исключено, что плательщик НДС осуществляет льготные поставки, при которых налоговые накладные также выписываются. Но в основном, конечно же, в налоговых накладных НДС отражается по ставке 20%.
Ставка налога в размере 0% на рынке зарубежного туризма уже довольно долго не применяется, следовательно, операции по поставке туристических услуг как туроператором, так и турагентом подлежат обложению НДС по полной ставке, то есть в размере 20%1.
О том, как определить базу налогообложения и сумму налога туристическому оператору-международнику, БУХГАЛТЕРИЯ уже не раз писала2. Напомним, что механизм их расчета в корне отличается от общепринятого. Согласно п.8.1 ст.8 Закона об НДС базой налогообложения для туристического оператора является вознаграждение, а именно, разница между стоимостью поставленных им туристического продукта или туристических услуг с местом их непосредственного предоставления за пределами таможенной территории Украины и стоимостью расходов, понесенных туристическим оператором в результате приобретения (создания) такого туристического продукта или туристических услуг. Налоговые обязательства рассчитываются как 1/6 от этой разницы, а не добавляются «сверху» в размере 20%.
Туристические агенты, независимо от того, какие они продают туристические услуги — с местом их непосредственного предоставления за пределами таможенной территории Украины или в Украине, — в качестве базы налогообложения всегда принимают сумму своего агентского (комиссионного)вознаграждения (п.8.4 ст.8 Закона об НДС). И так же как туроператоры-международники сумму налоговых обязательств рассчитывают как 1/6 от своей базы налогообложения.
Поскольку отдельной специальной нормы для данных участников туристического рынка в части порядка выписки и оформления налоговых накладных в Законе об НДС нет, попробуем адаптировать к данной ситуации общие нормы, установленные п.7.2 ст.7 данного Закона. На первый взгляд, как и в подавляющем большинстве случаев, туроператорам-международникам и турагентам следует применять общеустановленные правила: если туристические услуги продаются непосредственно покупателям, то налоговую накладную необходимо составлять в момент возникновения налоговых обязательств, которые, в свою очередь, возникают в зависимости от того, какое событие произошло первым — поступление денежных средств или поставка услуг (пп.7.3.1 ст.7 Закона об НДС). Но…Во-первых. Несмотря на то, что в специальной ст.8 Закона об НДСрасшифрован только порядок определения базы налогообложения, из ее норм можно сделать косвенный вывод и о том, что правило первого события туроператорами-международниками применяется далеко не всегда. Ведь само название статьи «Особенности налогообложения операции по поставке туристических услуг» подразумевает, что не базой единой следует ограничиваться. Поэтому, несмотря на то, что прямого указания по поводу того, как и когда возникают налоговые обязательства у туроператора в ст.8 нет, осмелимся сделать вывод, что они у него должны возникать после поставки туристических услуг. А раз так, то и налоговую накладную следует выписывать на дату поставки этих услуг. БУХГАЛТЕРИЯ на этом акцентировала внимание читателей3.
В то же время если применять осторожный подход и не делать довольно смелых заключений исходя из норм одной ст.8 Закона об НДС, то налоговые обязательства у туроператора возникают при получении предоплаты туристических услуг, которая в подавляющем большинстве случаев является первым событием.Во-вторых. Если туроператор не занимается поставкой туристических услуг самостоятельно, а заключает договор комиссии (поручения) с турагентом, то не следует забывать еще об одной норме Закона об НДС — п.4.7 ст.4. Согласно второму абзацу данного пункта «в случаях если плательщик налога осуществляет деятельность по поставке товаров, полученных в рамках договоров комиссии (консигнации), поручительства, поручения, доверительного управления, других гражданско-правовых договоров, уполномочивающих такого плательщика налога (далее — комиссионера) осуществлять поставку товаров от имени и по поручению другого лица (далее — комитента) без передачи права собственности на такие товары, базой налогообложения является продажная стоимость этих товаров, определенная в порядке, установленном настоящим Законом. Датой увеличения налоговых обязательств комиссионера является дата, определенная по правилам, установленным пунктом 7.3 настоящего Закона, а датой увеличения суммы налогового кредита комиссионера является дата перечисления денежных средств в пользу комитента или поставки последнему других видов компенсации стоимости указанных товаров. При этом датой увеличения налоговых обязательств комитента является дата получения денежных средств или других видов компенсации стоимости товаров от комиссионера».
То, что данная норма Закона апеллирует только «товарами», вовсе не значит, что ее нельзя применить к услугам. На этом, кстати, настаивает и ГНАУ. И то, что базой налогообложения является «продажная стоимость… определенная в порядке, установленном настоящим Законом», никак не меняет ситуацию. Продажная стоимость туристической услуги бесспорно включает в себя какую-то сумму НДС, для расчета которого за основу берется база налогообложения по ст.8, которая, в свою очередь, является частью Закона об НДС.
В данном случае нас больше интересует дата возникновения налоговых обязательств у поставщика — туроператора-комитента. Из приведенной нормы п.4.7 следует, что если туроператор и турагент работают в рамках посреднического договора, то налоговые обязательства у первого возникнут только после перечисления ему вторым выручки от реализованных туристических услуг4. А период предоставления туристической услуги потребителям и период расчетов турагента с туроператором не всегда совпадают.В-третьих. Из п.8.4 ст.8 Закона об НДС, по аналогии с п.8.1, можно сделать следующий вывод: пока агент не подпишет отчет и не согласует сумму свое-
го вознаграждения с туроператором, он не может рассчитать базу налогообложения. А значит, и сумму налоговых обязательств по НДС. Нет обязательств — нет налоговой накладной. Но как и в случае с туроператором, это лишь предположение. Если придерживаться общеустановленного порядка, то налоговые обязательства у турагента возникают по первому событию, то есть на дату получения денежных средств от покупателей в качестве предоплаты туристических услуг5.
Теперь что касается непосредственного заполнения налоговой накладной. Снова рискнем предположить, что та база налогообложения, которую рассчитали как для туроператора, так и для турагента в виде какой-то суммы вознаграждения, в графу 7 раздела І накладной непосредственно не попадет. По мнению автора, в данную графу накладной следует включать:
– рассчитанную базу налогообложенияминус сумма налога
или же
– сумму, равную 5/6 от рассчитанной базы налогообложения.
Умножив эту «обрезанную» базу налогообложения на 20%, получим сумму интересующих нас налоговых обязательств по НДС. С арифметической точки зрения все правильно. В строку VI налоговой накладной следует включить сумму налога, то есть 20% от «обрезанной» базы налогообложения, а в строку VIІ — общую сумму поставки, то есть стоимость туристической услуги с учетом НДС. При этом из-за специфики туристических услуг значение строки VIІ не будет равняться сумме: база налогообложения + сумма налоговых обязательств.
Хотя не исключено, что некоторые бухгалтеры окажутся буквоедами в хорошем смысле этого слова и в графе 7 раздела I налоговой накладной укажут непосредственно рассчитанную базу налогообложения, которая равна сумме вознаграждения. Повторим, что для туроператора-международника таким вознаграждением является разница между стоимостью поставленного турпродукта и стоимостью понесенных им расходов, а для турагента — агентское (комиссионное) вознаграждение. И эти бухгалтеры будут совершенно правы: написано же в ст.8 Закона об НДС «база налогообложения» и такое же словосочетание указано в заголовке графы 7 разде ла І налоговой накладной. Так почему бухгалтер должен что-то отнимать или делить?
Однако в любом случае в строку VI налоговой накладной попадет именно та сумма налога, которая подлежит начислению в виде налоговых обязательств: 20% от «обрезанной» или 1/6 от «полной» базы налогообложения, а в строку VII — общая сумма поставки турпродукта с учетом «специфического» НДС.
Для наказания админштрафом тех или иных бухгалтеров за неправильное оформление налоговых накладных у работников органов ГНС просто нет оснований. Ведь ни в Законе об НДС, ни в Порядке заполнения налоговой накладной, утвержденном приказом ГНАУ от 30.05.97 г. № 165, о том, как заполнять налоговую накладную туроператорам или турагентам, нет ни слова!
И наконец о том, необходимо ли вообще выписывать налоговую накладную турператорам и турагентам, поставляющим международные туристические услуги. В Законе об НДС указано, что налоговая накладная выдается плательщиком налога, который поставляет товары (услуги), по требованию их получателя и является основанием для начисления налогового кредита у последнего (пп.7.2.6 ст.7). То есть если покупатель туристического продукта потребует выдать ему налоговую накладную, отказать туроператор или турагент — плательщики НДС не имеют права. Хотя, согласитесь, очень редко покупателей интересует налоговый кредит по НДС по такому виду услуг. Ведь в большинстве случаев клиентами туроператоров и турагентств являются физические лица, которых налоговый кредит не очень-то и интересует. Многие из них про НДС знают понаслышке. А если покупателем туристических услуг является плательщик НДС (юридическое или физическое лицо), то доказать приобретение туристической услуги для осуществления облагаемых НДС операций и в пределах хозяйственной деятельности (то есть соблюсти норму пп.7.4.1 ст.7 Закона об НДС) будет весьма и весьма проблематично. Вот поэтому покупатели туристических путевок почти никогда и не просят выдать им налоговые накладные…
Array
Похожие записи

НДФЛ: ПОДАРОК ОТ ПРОФСОЮЗА
11.06.2012

ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОВЕРКИ: ЗАНИЖЕНИЕ ВАЛОВОГО ДОХОДА
26.06.2008

НДФЛ И ОБОСОБЛЕННОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ
27.05.2011