Сотрудник, который намерен уволиться с предприятия, вел международные переговоры на значительную сумму
Сотрудник, который намерен уволиться с предприятия, вел международные переговоры на значительную сумму. Подтверждения о том, что переговоры имели производственный характер, нет. Предприятие занимается маркетингом, поэтому его работники ведут телефонные переговоры с различными иногородними фирмами, как связанными, так и не связанными с предприятием договорными отношениями. Что следует предпринять руководству предприятия при окончательном расчете работника, если он откажется подтвердить факт переговоров в служебных целях?
Кадровий аутсорсинг

На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3

Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере

Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
К сожалению, вопрос читателем сформулирован недостаточно четко, и из него нельзя однозначно понять, что больше беспокоит: отсутствие подтверждения проведения международных телефонных переговоров работником в служебных целях для налогового учета или факт нанесения ущерба предприятию его работником и порядок возмещения такого ущерба.
Поэтому, отвечая на заданный вопрос, рассмотрим оба момента.
Стоимость услуг телефонной связи, в том числе междугородной и международной, включается предприятием в состав валовых расходов в соответствии с пп.5.2.1 ст.5 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий», в редакции Закона от 22.05.97 г. № 283/97-ВР. Доказательством использования услуг телефонной связи в хозяйственной деятельности предприятия могут служить наличие хозяйственных и договорных отношений с другими предприятиями и получаемые от них посредством факсимильной связи документы (письма, прайс-листы и т.п.). При этом нужно понимать, что не каждый телефонный разговор работника предприятия, а тем более занимающегося маркетинговыми исследованиями, заканчивается установлением договорных или хозяйственных отношений с абонентом. Телефонная связь в таких случаях является лишь средством получения и передачи информации. Как правило, недоразумений с представителями контролирующих органов по поводу отнесения стоимости телефонных переговоров к составу валовых расходов, не возникает1. В целях подтверждения использования услуг телефонной связи в хозяйственной деятельности предприятия, руководителю предприятия рекомендуется своим приказом назначить лиц, в функциональные обязанности которых будет входить ведение международных и междугородных телефонных переговоров и составление периодических отчетов о проведенных переговорах в хозяйственных целях.
Для целей налогового учета не имеет значения стоимость телефонных переговоров и их вид (междугородные или международные), а, как было указано выше, имеет значение факт использования услуг телефонной связи в хозяйственной деятельности. И поскольку телефонная связь — это средство передачи информации, представители контролирующих органов вряд ли смогут доказать, что передаваемая (запрашиваемая) по телефону информация не имеет отношения к хозяйственной деятельности предприятия, так как содержание каждого телефонного разговора нигде не фиксируется. При возникновении же вопросов со стороны представителей контролирующих органов о целях какого-либо звонка, любой из работников предприятия может написать объяснительную записку о том, что проверял указанную в увиденной (услышанной) им рекламе информацию о продуктах или услугах, интересующих предприятие.
Что касается международных телефонных переговоров, проведенных сотрудником в личных целях, то хотелось бы сразу обратить внимание на следующую особенность: стоимость международных телефонных переговоров, проведенных сотрудником в личных целях, если это будет установлено, нельзя отнести к составу валовых расходов предприятия, а сумму НДС — к составу налогового кредита. В этом случае понесенные предприятием расходы не связаны с подготовкой, организацией, ведением производства, продажей продукции (работ, услуг), то есть с хозяйственной деятельностью предприятия. Поэтому если предприятие в дальнейшем намерено взыскать стоимость международных телефонных переговоров, проведенных сотрудником в личных целях, то бухгалтеру следует обратить на это внимание.
Возможность взыскания предприятием с работника стоимости международных телефонных переговоров, проведенных в личных целях, по мнению автора, существует только при определенных условиях. Реализация этой возможности будет осуществляться в порядке, предусмотренном трудовым законодательством. Так, например, ст.130 КЗоТ Украины предусматривает, что работники несут материальную ответственность за ущерб, нанесенный предприятию вследствие нарушения возложенных на них трудовых обязанностей. Кроме того, следует учитывать, что работник несет ответственность только за прямой действительный ущерб, нанесенный предприятию, и при условии, что этот ущерб нанесен предприятию противоправными действиями (бездействием) работника. В большинстве случаев ответственность работника ограничивается определенной частью его заработка и не превышает полного размера нанесенного ущерба. При этом на работника не может быть возложена материальная ответ ственность за ущерб, относящийся к категории нормального производственно-хозяйственного риска, за ущерб, нанесенный в состоянии крайней необходимости, и за не полученную предприятием прибыль. Таким образом, основанием для привлечения работника к материальной ответственности является совершение работником правонарушения, юридический состав которого включает следующие факты:
— нарушение работником своих трудовых обязанностей;
— наличие прямого действительного ущерба, нанесенного предприятию;
— причинную связь между нарушением обязанностей и нанесенным ущербом;
— вину работника.
Только при наличии указанных выше условий можно привлечь работника к материальной ответственности. Рассмотрим каждое из этих условий применительно к рассматриваемой в вопросе ситуации.
1. Нарушение работником своих трудовых обязанностей. В данном случае следует установить, входило ли вообще в функциональные обязанности работника ведение междугородных и международных телефонных переговоров. Функциональные обязанности работника могут быть оговорены в должностной инструкции, в приказе о приеме на работу или предусмотрены действующим законодательством. Если осуществление телефонных переговоров входило в обязанности работника, а также если на предприятии отсутствует какой-либо внутренний документ (приказ, распоряжение и т.п.), ограничивающий продолжительность переговоров или определяющий круг абонентов такого работника и содержание разговоров, то обвинить работника в нарушении трудовых обязанностей вряд ли удастся.
2. Прямой действительный ущерб. В рассматриваемом случае — это стоимость международных телефонных переговоров, проведенных работником, которую предприятие должно будет уплатить предприятию связи, то есть дополнительно возникшие расходы предприятия. При этом подразумевается, что проведенные работником переговоры не имеют отношения к хозяйственной деятельности предприятия. Если же переговоры проведены в служебных целях, то их стоимость не является ущербом, нанесенным предприятию.
3. Причинная связь. Между нарушением работником своих трудовых обязанностей (ведение переговоров со служебного телефона в личных целях) и понесенными предприятием дополнительными расходами (оплата стоимости международного звонка) существует прямая причинная связь, где первое является причиной, а второе — следствием.
4. Вина работника. В данном случае при ведении со служебного телефона международных телефонных переговоров в личных целях форма вины будет умышленной, то есть работник сознательно набирал определенный телефонный номер и вел переговоры.
Как видно из всего перечисленного, для того чтобы привлечь работника к материальной ответственности и взыскать стоимость проведенных международных переговоров, предприятие должно будет доказать нарушение работником возложенных на него трудовых обязанностей. В рассматриваемом случае предприятие должно доказать, что содержание проведенных работником переговоров и полученная (переданная) им по телефону информация не имеет отношения к хозяйственной деятельности предприятия и телефонные переговоры велись в личных целях. Данная процедура достаточно трудоемкая, так как содержание переговоров, кроме работника, скорее всего, никому неизвестно (поэтому сначала стоит взвесить все «за» и «против», чтобы заниматься выяснением цели проведенных работником телефонных переговоров).
Для привлечения работника к материальной ответственности факт совершения им правонарушения должен доказывать собственник предприятия или уполномоченный им орган (ст.138 КЗоТ). То есть в нашем случае, для взыскания с работника стоимости международных телефонных переговоров, проведенных в личных целях, именно предприятие должно доказывать, что содержание переговоров не имеет отношения к хозяйственной деятельности предприятия и переговоры проведены работником в личных целях. Работник же ничего доказывать не должен, а отказ от дачи объяснений со стороны работника не может служить бесспорным доказательством о проведении переговоров в личных целях.
Предположим, администрации предприятия удастся установить, что переговоры были проведены работником в личных целях, доказательством чему могут служить докладные или объяснительные записки других работников. Порядок возмещения ущерба, в этом случае — взыскания с работника стоимости переговоров, зависит от размера нанесенного ущерба и от того, сколько времени прошло с момента его (ущерба) выявления. В соответствии со ст.136 КЗоТ, возмещение ущерба работниками в размере, не превышающем среднего месячного заработка работника, производится по распоряжению собственника предприятия или уполномоченного им органа путем отчислений из заработной платы работника. При этом распоряжение должно быть издано не позднее двух недель со дня выявления нанесенного работником ущерба и обращено к исполнению не ранее семи дней со дня уведомления об этом работника. Если работник не согласен, он вправе обратиться в суд и обжаловать это распоряжение. В остальных случаях возмещение ущерба, нанесенного работником предприятию, осуществляется путем предъявления предприятием иска к работнику в судебном порядке.
Array
Похожие записи

ДОГОВОР КОМИССИИ: КОМИССИОННОЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ
03.11.2004

Транспортные услуги для сельскохозяйственного предприятия, связанные с его деятельностью.
26.02.2003

Хозяйственная деятельность предприятия в бухгалтерском учете
23.10.2003