РЕОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ: НАЧИСЛЕНИЕ ПЕНИ И ШТРАФНЫХ САНКЦИЙ
На данное время продолжается реорганизация предприятий угольной отрасли. Но отдельные предприятия по разным причинам имеют долг по уплате налогов. Правомерно ли начисление налоговыми органами пени и штрафных санкций при объединении таких предприятий?
Кадровий аутсорсинг

На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3

Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере

Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
Для ответа на данный вопрос долго думать не нужно — необходимо только обратиться к нормам ст.16 и ст.17 Закона Украины от 21.12.2000 г. № 2181-III «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» (далее — Закон № 2181), которыми определен механизм начисления и уплаты, как пени, так и штрафных санкций.
Пеня начисляется в случае несвоевременной уплаты согласованных сумм налоговых обязательств, независимо от того, сам налогоплательщик начислил их в налоговой декларации, или ему их начислил контролирующий орган, направив налоговое уведомление. Подпункт 16.1.2 ст.16 Закона № 2181 четко ограничивает момент начала начисления пени — первый рабочий день, следующий за последним днем предельного срока уплаты налогового обязательства, определенного данным Законом. Если же начисление налогового обязательства осуществлено контролирующим органом, то начисление пени начинается с первого рабочего дня, следующего за последним днем предельного срока уплаты налогового обязательства, определенного в налоговом уведомлении согласно нормам данного Закона.
Таким образом, учитывая предельные сроки уплаты налогового обязательства, которые согласно ст.5 Закона № 2181 составляют 10 дней, начисление пени начинается с одиннадцатого дня после представления плательщиком налогов налоговой декларации или получения им налогового уведомления контролирующего органа (за исключением случая, когда в соответствии с законом контролирующий орган самостоятельно определяет налоговое обязательство налогоплательщика по причинам, не связанным с нарушением налогового законодательства).
Срок окончания начисления пени определен
п.16.3 ст.16 Закона № 2181, а именно: — день принятия банком, обслуживающим налогоплательщика, платежного поручения на уплату суммы налогового долга. При частичной уплате суммы налогового долга начисление пени на такую уплаченную долю прекращается. При погашении суммы налогового долга путем взыскания денежных средств или отчуждения других активов должника в порядке, предусмотренном данным Законом, начисление пени прекращается в день такого взыскания или отчуждения активов по праву собственности (полного хозяйственного ведания) должника в счет погашения, независимо от сроков оплаты стоимости таких активов их покупателем.
Специальной Инструкцией о порядке начисления и погашения пени по платежам, контролируемым органами государственной налоговой службы, утвержденной приказом ГНАУ от 11.06.2003 г. № 290 (далее — Инструкция № 290), предусмотрено, что начисление пени осуществляется на день фактического погашения налогового долга (части налогового долга — пеня начисляется на такую долю). Данной Инструкцией также определен перечень документов, подтверждающих сумму и дату погашения налогового долга (части налогового долга). В нем отсутствуют документы, составляемые при объединении двух или нескольких налогоплательщиков. То есть, законодательных оснований для начисления пени налоговыми органами при объединении предприятий нет.
Что касается штрафных санкций, то в соответствии с пп.17.1.7 ст.17 Закона № 2181 в случае если налогоплательщик не платит согласованную сумму налогового обязательства в течение предельных сроков, определенных данным Законом, такой плательщик налога обязан уплатить штраф в соответствующих размерах, что определяется исходя из количества дней задержки погашения суммы налогового долга. То есть применению штрафов также предшествует факт погашения налогового долга, а не реорганизация предприятия.
Инструкция о порядке применения и взыскания сумм штрафных (финансовых) санкций органами государственной налоговой службы, утвержденная приказом ГНАУ от 17.03.2001 г. № 110 (далее — Инструкция № 110), вообще предусматривает, что налогоплательщику направляется одно налоговое уведомление за весь срок задержки погашения налогового долга по периодам: от 1 до 30 дней, от 30 до 90 и более 90. Нормы данной Инструкции подтвержда ют, что реорганизация не может быть основанием и для начисления штрафов.
К сожалению, позиция ГНАУ по данному вопросу остается до конца не определенной. Сначала письмом от 21.08.2004 г. № 16105/7/19-2117/539 ГНАУ со ссылкой на Инструкцию о порядке ведения органами государственной налоговой службы оперативного учета налогов, сборов (обязательных платежей), поступающих в бюджеты и в государственные целевые фонды, утвержденную приказом ГГНИУ от 12.05.94 г. № 37, в редакции приказа ГНАУ от 03.09.2003 г. № 342 (далее — Инструкция № 342) сообщила, что при реорганизации предприятий в карточках лицевых счетов налогоплательщиков начисляется пеня при реорганизации таких плательщиков. Но уже через 2 месяца ГНАУ письмом от 21.10.2004 г. № 20379/7/19-2117/678 отозвала данное письмо. Такая неопределенность связана с тем, что в п.12.3 Инструкции
№ 342 содержится норма, согласно которой в случаях передачи обязательств в отношении налогообложения плательщика (при снятии с учета из одного органа государственной налоговой службы и взятии на учет в другой) подразделения учета и отчетности... в лицевых счетах после проведения всех учетных операций, включая начисление пени на неуплаченные суммы налогового долга в автоматическом режиме подводят итоги начисленных, уменьшенных, уплаченных и возвращенных сумм платежей, штрафных (финансовых) санкций, пени и процентов за пользование отсрочкой или рассрочкой налоговых обязательств. Но эта норма противоречит нормам законодательных актов, в частности ст.16 и ст.17 Закона № 2181. К тому же и Инструкция № 290 и Инструкция № 110также не дают оснований для начисления пени и штрафных санкций при реорганизации налогоплательщиков.
Array
Похожие записи

РАСХОДЫ НА ГСМ ДЛЯ ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЯ
20.07.2004

РАСХОДЫ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
15.07.2004

ВОЗВРАТ АРЕНДОВАННОГО ИМУЩЕСТВА РАБОТНИКУ ПРЕДПРИЯТИЯ
16.07.2004