Религиозные организации и благотворительные организации
1. Можно ли считать религиозную организацию благотворительной организацией, созданной в соответствии с действующим законодательством?
Кадровий аутсорсинг
На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3
Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере
Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
2. Каков порядок обложения НДС операций по бесплатной передаче государственным предприятием объектов основных средств благотворительной организации и, в свою очередь, бесплатной передаче благотворительной организацией тех же объектов религиозной организации?
При ответе на заданные Вами вопросы необходимо руководствоваться следующими законодательными актами:
* Законом Украины "О налогообложении прибыли предприятий" в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР, с изменениями и дополнениями (далее - Закон о прибыли);
* Законом Украины от 03.04.97 г. № 168/97-ВР "О налоге на добавленную стоимость", с изменениями и дополнениями (далее - Закон об НДС);
* Декретом КМУ от 26.12.92 г. № 13-92 "О подоходном налоге с граждан", с изменениями и дополнениями (далее - Декрет).
* Законом Украины от 07.12.2000 г. № 2136-III "О внесении изменений в Декрет Кабинета Министров Украины "О подоходном налоге с граждан" относительно налогообложения благотворительной помощи" (далее - Закон № 2136);
* Законом Украины от 16.09.97 г. № 531/97-ВР "О благотворительности и благотворительных организациях" (далее - Закон о благотворительности);
* Законом Украины от 23.04.91 г. № 987-XII "О свободе совести и религиозных организациях".
Отвечая на первый вопрос, отметим, что 18.01.2001 г. вступил в силу Закон № 2136, который существенно расширил сферу применения льгот по налогообложению благотворительной помощи.
Важными являются изменения, касающиеся термина "благотворительная организация", значение которого раскрыто в п.3 ст.5 Декрета. Критерии отнесения организаций к благотворительным, определенные в Законе № 2136, существенно отличаются от тех, которые определены в Законе о благотворительности.
Причем, если до вступления в силу Закона № 2136 к благотворительным организациям относились только неприбыльные организации, созданные для осуществления благотворительной помощи в соответствии с Законом о благотворительности, то в настоящее время к ним причислены также религиозные организации, на которые нормы Закона о благотворительности не распространяются.
Однако следует иметь в виду, что религиозные организации считаются благотворительными исключительно в целях применения статьи 5 Декрета и только в случае предоставления ими благотворительной помощи. Это специально подчеркнуто пунктом 3 (дополнившим ст.5 согласно Закону № 2136) статьи 5 Декрета следующего содержания: "Для применения этой статьи под термином "благотворительная организация" следует понимать организацию, которая соответствует... нижеследующим требованиям...".
Следовательно, религиозные организации можно считать благотворительными только в целях применения норм Декрета. Называть такие организации благотворительными, созданными в соответствии с законодательством, распространив приведенную норму на другие законы о налогообложении, некорректно. Именно в рамках Декрета стоимость благотворительной помощи, предоставляемой благотворительными, в том числе религиозными, организациями, не включается в совокупный налогооблагаемый доход граждан. При этом Законом № 2136 к благотворительным, в том числе религиозным, организациям, предъявляются дополнительные требования, которые должны найти отражение в учредительных документах.
При ответе на второй вопрос, касающийся порядка обложения налогом на добавленную стоимость операции по бесплатной передаче государственным предприятием объектов основных средств благотворительной организации (назовем эту операцию первым этапом) и, в свою очередь, бесплатной передаче благотворительной организацией тех же объектов религиозной организации (назовем эту операцию вторым этапом), необходимо отметить следующее.
Первый этап. Операция по бесплатной передаче государственным предприятием объектов основных средств благотворительной организации. Государственное предприятие - является плательщиком налога на прибыль, благотворительная организация - создана в соответствии с Законом о благотворительности и зарегистрирована в органах налоговой службы с учетом требований Положения о Реестре неприбыльных организаций и учреждений, утвержденного приказом ГНАУ от 11.07.97 г. № 232 (далее - Положение о Реестре).
Согласно части первой абзаца первого пп.5.1.21 Закона об НДС от налогообложения освобождаются операции по предоставлению благотворительной помощи, а именно бесплатная передача товаров (работ, услуг), в том числе объектов основных средств, благотворительным фондам и благотворительным организациям, соответствующим требованиям Закона о прибыли (абзац "б" пп.7.11.1 Закона о прибыли). При этом не имеет значения, кем предоставляется благотворительная помощь.
Некоторые уточнения, приведенные в названном подпункте, а именно требование облагать НДС операции по предоставлению благотворительной помощи в виде передачи товаров (работ услуг), предназначенных для использования в предпринимательской деятельности и перечень которых определяется Кабинетом Министров Украины, призваны сузить рамки применения льгот. Однако, в сущности, они пока "не работают", поскольку Кабинетом Министров Украины такой перечень не разработан.
В случае "льготируемой" бесплатной передачи государственным предприятием объектов основных фондов производственного назначения, при приобретении (постройке) которых предприятием был получен налоговый кредит, следует обратить внимание на требования ГНАУ о сторнировании суммы налогового кредита, приходящегося на недоамортизированную часть стоимости таких объектов. Мнение ГНАУ о сторнировании налогового кредита в аналогичной ситуации (когда операции по передаче предприятием - инвестором основных фондов в качестве взноса в уставный фонд для формирования целостного имущественного комплекса предприятия-эмитента не являются объектом обложения НДС) изложено в письме ГНАУ от 28.10.99 г. № 16211/7/16-1220-26. При этом ГНАУ в подтверждение своей позиции ссылается на пп.7.4.3 Закона об НДС, согласно которому в случае если товары (работы, услуги), изготовленные и (или) приобретенные, частично используются в налогооблагаемых операциях, а частично нет, в сумму налогового кредита включается та доля уплаченного (начисленного) налога при их изготовлении или приобретении, которая соответствует доле использования таких товаров (работ, услуг) в налогооблагаемых операциях отчетного периода. Даже если придерживаться позиции ГНАУ и не сомневаться в необходимости сторнирования налогового кредита, следует помнить о том, что при сооружении (приобретении) объектов основных средств правом на налоговый кредит предприятие вообще могло не воспользоваться, например, вследствие того, что приобрело (построило) эти объекты до вступления в силу законодательных актов, регулирующих взимание этого налога.
Второй этап. Бесплатная передача благотворительной организацией объектов основных средств религиозной организации. Благотворительная организация - создана в соответствии с Законом о благотворительности и зарегистрирована в органах налоговой службы с учетом требований Положения о Реестре, религиозная организация - создана в соответствии с Законом о религиозных организациях и зарегистрирована в органах государственной налоговой службы в соответствии с тем же Положением.
Согласно части второй абзаца первого, а также абзацу второму пп.5.1.21 Закона об НДС от налогообложения освобождаются операции по предоставлению благотворительными организациями благотворительной помощи любым получателям, обязанным использовать ее по целевому назначению. В принципе, такими получателями могут быть и религиозные организации.
Заметим, что для того, чтобы благотворительная организация и другие стороны полноправно участвовали в представленной выше схеме и имели возможность применить льготы по НДС, такая благотворительная организация должна удовлетворять ряду условий, выдвигаемых Законом о прибыли и Законом о благотворительности, а именно:
1. Благотворительная организация должна быть зарегистрирована в органах налоговой службы в качестве неприбыльной. Порядок регистрации определен уже упоминавшимся Положением о Реестре.
2. Учредительные документы благотворительных организаций должны содержать исчерпывающий перечень видов их деятельности (пп.7.11.13 Закона о прибыли).
3. Поступление и расходование средств благотворительных организаций должно регулироваться Законом о благотворительности и Декретом. В течение года и квартала, следующего за отчетным годом, желательно израсходовать все поступившие пожертвования, чтобы не уплачивать налог на прибыль согласно пп.7.11.9 Закона о прибыли.
4. Благотворительные организации обязаны ежеквартально представлять отчеты об использовании денежных средств (пп.7.11.12 Закона о прибыли).
5. Лица, предоставившие благотворительную помощь в виде имущества, денежных средств или материальных ценностей, имеют право по своему требованию получить отчет об их использовании . Если имущество, денежные средства или материальные ценности переданы по целевому назначению, отчет об их использовании представляется в обязательном порядке (ст. 22 Закона о благотворительности).
Array
Похожие записи
АВАНСОВЫЙ ВЗНОС ПРИ ВЫПЛАТЕ ДИВИДЕНДОВ СТРАХОВЩИКОМ
30.11.2011
Работы по ремонту автомобиля физическому лицу — нерезиденту Украины
28.09.2001
ЗАГРАНКОМАНДИРОВКА: РАСЧЕТ СУТОЧНЫХ
14.06.2010