РЕАЛИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА: ОЦЕНОЧНАЯ СТОИМОСТЬ И НДС
Предприятие приняло решение продать легковой автомобиль, который несколько лет использовался в хоздеятельности. Для определения рыночной стоимости автомобиля была проведена его экспертная оценка. Автомобиль был оценен в 30000 грн. После продажи автомобиля физическому лицу за 30000 грн. в налоговой декларации по НДС предприятие отразило налоговые обязательства в размере 1/6 этой суммы, то есть 5000 грн. При проверке налоговый инспектор отметил, что предприятие занизило сумму налоговых обязательств, поскольку 30000 грн. необходимо было считать базой налогообложения, и, следовательно, налоговые обязательства по ставке 20% составляют 6000 грн. Кто прав в данной ситуации?
Кадровий аутсорсинг
На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3
Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере
Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
Ситуация довольно распространенная. Предприятие, решив продать имущество, забывает о некоторых неприметных на первый взгляд подводных камнях, с которыми оно может столкнуться при проверке. Действительно, проведя экспертную оценку дорожного транспортного средства (ДТС), предприятие узнает его рыночную стоимость — «стоимость, за которую возможно отчуждение ДТС (его составляющих) на рынке подобного ДТС (его составляющих) на дату оценки по сделке, заключенной между покупателем и продавцом, после проведения соответствующего маркетинга при условии, что каждая из сторон действовала со знанием дела, рассудительно и без принуждения» (пп.«д» п.1.4, п.1.6 Методики товароведческой экспертизы и оценки дорожных транспортных средств1).
Без такой экспертной оценки ДТС невозможно будет зарегистрировать в органах ГАИ. К тому же оценочная стоимость является минимальной базой для уплаты сбора на обязательное государственное пенсионное страхование при осуществлении операции по отчуждению легкового автомобиля.
В вопросе изложено, что экспертная оценка стоимости легкового автомобиля совпала с ценой продажи, то есть стала своего рода договорной ценой между продавцом и покупателем. И, по мнению продавца, ценой с учетом суммы НДС. А если так, то ничего противозаконного в том, что сумма налога была определена как 1/6 общей суммы продажи, нет. Все бы хорошо, если бы не норма п.7.1 ст.7 Закона об НДС. Согласно данному пункту «поставка товаров… осуществляетсяпо договорным (контрактным) ценам с дополнительным начислением налога на добавленную стоимость». Вот и понятна логика проверяющего: он выявил занижение базы налогообложения, которая предприятием была рассчитана, исходя из экспертной оценки за вычетом НДС (1/6 часть). В рассматриваемом случае, по мнению проверяющего, необходимо было начислить еще 20% налога, а поэтому при продаже легкового автомобиля предприятие занизило налоговые обязательства ровно на 1000 грн. (6000 грн. - 5000 грн.).
Что в данном случае можно посоветовать бухгалтеру? Согласиться с мнением налогового инспектора или же отстаивать правильность ранее начисленных налоговых обязательств при продаже автомобиля физическому лицу? Попытаемся разобраться и ответить.
Ответ на вопрос — прав или нет бухгалтер, начисляя НДС в размере 1/6 оценочной стоимости автомобиля, — зависит от периода продажи (отчуждения) данного автомобиля.
Период І: до 1 января 2005 года
Определяя сумму НДС как 1/6 оценочной стоимости автомобиля, бухгалтер не нарушал налогового законодательства. Экспертная оценка стоимости ДТС, определяющая его рыночную стоимость, не всегда является договорной (контрактной). Она может быть как выше, так и ниже той цены, о которой договорились продавец и покупатель2. А в п.4.1 ст.4 Закона об НДС, в действующей в тот момент редакции, речь шла только о договорных (контрактных) ценах. Поэтому можно предположить, что договорная (контрактная) стоимость автомобиля как раз и составила 25000 грн, а с учетом суммы НДС — 30000 грн., то есть это и есть рыночная (экспертная, оценочная) стоимость данного ДТС. Но, возможно, это придется доказывать в том числе и в судебном порядке.
Однако, таким образом отразив сделку в учете по НДС, перед бухгалтером должна была возникнуть проблема с начислением сбора в Пенсионный фонд: исходя из какой суммы начислять 3%? Согласно п.13 Порядка уплаты сбора на обязательное государственное пенсионное страхование по отдельным видам хозяйственных операций, утвержденного постановлением КМУ от 03.11.98 г. № 1740, «сбор... уплачивается в размере трех процентов стоимости легкового автомобиля, определенной согласно договорам купли-продажи, справкам-счетам торговых организаций, договорам мены, справкам органов таможенной службы, актам экспертной оценки стоимости автомобиля, другим документам, подтверждающим эту стоимость». Поэтому даже если бухгалтер начислил НДС как 1/6 оценочной стоимости автомобиля, то сбор в Пенсионный фонд необходимо было все же начислять исходя из полной оценочной стоимости, то есть из 30000 грн. Период ІІ: с 1 января 2005 года по 30 марта 2005 года включительно
Этот период можно назвать суперфискальным, поскольку упомянутый п.4.1 ст.4 Закона об НДС необходимо было применять в редакции, установленной Законом Украины «О Государственном бюджете Украины на 2005 год». Напомним, что ст.9 этого «неналогового» Закона п.4.1 другого «налогового» Закона был изложен в следующей редакции: «…база обложения налогом на добавленную стоимость операций по поставке товаров (работ, услуг) определяется исходя из их договорной (контрактной) стоимости, определенной по свободным или регулируемым ценам (тарифам), но не ниже фактических расходов на их изготовление (приобретение)…». То есть в качестве базы налогообложения вообще следовало бы применять не какую-то экспертную оценку, а стоимость приобретения автомобиля (!)3.
Период ІІІ: начиная с 31 марта 2005 года
После 31.03.2005 г. п.4.1 ст.4 Закона об НДС вновь претерпел изменений. Согласно его новой редакции база налогообложения определяется исходя «... из договорной (контрактной) стоимости, определенной по свободным ценам, но не ниже обычных цен… (за исключением налога на добавленную стоимость.., включаемого в цену товаров (услуг))…». Не будем вдаваться в дискуссии, что означает слово «включаемого», ведь база налогообложения для этого и определяется, чтобы начислять «сверху» еще и НДС. Обратим внимание в данном пункте на «обычные цены». Именно обычная цена с недавних пор является минимальной базой обложения НДС для всех операций по поставке товаров (услуг). То есть если договорная (контрактная) стоимость автомобиля будет меньше обычной цены, то именно эту обычную цену и необходимо указывать в налоговой декларации по НДС и на нее «накручивать» еще 20%. Учитывая нормы п.1.20 ст.1 Закона о прибыли, с полной уверенностью можно утверждать, что экспертная оценочная стоимость ДТС именно и является его обычной ценой, которую, в свою очередь, следует рассматривать как базу обложения НДС. Поэтому если в акте экспертной оценки ДТС нет слов «в том числе НДС», то именно сумму экспертной оценки следует принимать в качестве базы налогообложения. Как ни жаль, в рассматриваемом случае сумма 30000 грн. является основой для начисления НДС, а налоговые обязательства следовало бы начислять в размере 20% этой суммы, то есть 6000 грн.
Array
Похожие записи
ПРОДАЖА И ДОСТАВКА ЛЬГОТНОЙ ПРОДУКЦИИ
22.05.2007
НДС: ПРЕКРАЩЕНИЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
22.03.2007
ПРОДЛЕНИЕ ОТПУСКА В СЛУЧАЕ БОЛЕЗНИ РАБОТНИКА
19.05.2011