Расходы на электронные ключи
Предприятие заплатило за электронные ключи. Как их квалифицировать: как расходы периода или приобретение нематериального актива?
Кадровий аутсорсинг
На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3
Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере
Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
При приобретении электронных ключей (ЭК) формируется личный и открытый ключи предприятия. Их определения содержатся в ст.1 Закона № 852(1). Личный ключ – это «параметр криптографического алгоритма формирования электронной цифровой подписи, доступный только подписанту». А открытый ключ также представляет собой параметр криптографического алгоритма проверки электронной цифровой подписи (ЭЦП), доступный всем субъектам отношений в сфере ее использования. Кратко изложим вышесказанное на более понятном языке.
Итак, ЭК – это определенный набор символов (цифр, букв, знаков), который формируется компьютерной программой с использованием генератора случайных чисел. Эта информация помещается в файл или хранится на бумажном носителе. Личные ЭК являются секретными и хранятся только у предприятия (доступ к ним обеспечивается паролем). С помощью личного ЭК и определенного алгоритма предприятие создает ЭЦП, расшифровать которую можно открытыми ключами. Такие ЭК подтверждаются сертификатами, которые выдает центр сертификации ключей, а доступ к ним имеют все заинтересованные лица. Например, создав тот или иной отчет, предприятие подписывает его с помощью личного ЭК. Получив отчет, ГФС, Пенсионный фонд или органы статистики открытым ЭК подтверждают, что отчет подписан именно этим предприятием.
Таким образом, мы имеем дело с объектом, который не имеет материальной формы. Но является ли он активом или это потребляемая предприятием услуга? За ответом обратимся к ст.1 Закона о бухучете(2), согласно которой к активам относятся «ресурсы, контролируемые предприятием в результате прошлых событий, использование которых, как ожидается, приведет к получению экономических выгод в будущем».
ЭК, в том числе и открытые, полностью контролируются предприятием и могут быть в любой момент отозваны, а их использование позволяет создавать электронные документы. Они не потребляются одномоментно, а действуют в течение определенного периода. Это может быть год или два. ЭК могут быть идентифицированы, а значит, их место – в составе нематериальных активов (НМА), как того требует ПБУ-8(3). ЭК следует отражать на балансе предприятия по стоимости приобретения и начислять амортизацию. При изменении регистрационных данных предприятия или его должностных лиц ЭК могут быть аннулированы, а значит, следует признавать выбытие НМА.
С момента появления ЭК ведутся споры относительно порядка их учета. На практике некоторые предприятия не признают ЭК активом и сразу списывают их стоимость в состав расходов. Но даже при таком варианте затраты на приобретение ЭК, по мнению автора, следует относить к расходам будущих периодов и равномерно списывать их в течение срока действия ключей.
Не стоит сбрасывать со счетов и содержание первичных документов, оформляемых при получении ЭК. Здесь все зависит от конкретного центра сертификации. В некоторых случаях они указывают, что выдают определенное количество ключей. Но зачастую в акте выделяют две позиции: выдача сертификата открытых ключей и поставка программного продукта, с помощью которого и формируются личные ключи предприятия (по факту их создает сам центр сертификации). Такая разбивка позволяет не облагать НДС большую стоимость поставки, так как в отношении компьютерных программ действует льгота, установленная п.261 подразд.2 разд.ХХ НКУ. Согласитесь, в таком случае сложно отрицать факт приобретения НМА, которым является программный продукт. Его стоимость должна быть отнесена на субсчет 125 «Авторское право и смежные с ним права».
Что касается налогового учета, то предприятия, которые осуществляют расчет разниц по налогу на прибыль, стоимость программы должны признавать НМА и включать ее в группу 5 на основании пп.138.3.4 ст.138 НКУ. Срок начисления амортизации по ним составит 2 года. Стоимость открытых ЭК попадет в состав прочих НМА (группа 6), для которых период амортизации будет равен сроку действия ключей. Именно такую позицию занимают органы ГФС, на что указывает и ответ в Общедоступном информационно-справочном ресурсе (ЗІР), категория 102.5. Такой порядок учета ЭК вполне обоснован, даже несмотря на то, что стоимость ключей может быть незначительной и не оказывать существенного влияния на показатели финансовой или налоговой отчетности предприятия.
Array
Похожие записи
ВЭД: ПЕРЕУСТУПКА ДОЛГА И ПОРУЧИТЕЛЬСТВО
29.11.2012
РРО у предпринимателя при осуществлении двух видов деятельности
06.04.2016
Списание просроченного товара
06.10.2016