Проценты по вкладам в банке
Физическое лицо кроме заработной платы получает доходы по вкладам в банке в виде процентов. Каким образом будут облагаться эти проценты налогом на доходы физических лиц в 2004-2005 годах? Как следует декларировать такие доходы в 2004-2005 годах? Какую информацию будет подавать банк по этим вкладам в налоговую инспекцию?
Кадровий аутсорсинг

На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3

Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере

Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
Для того чтобы ответить на данные вопросы, разберемся сначала с общими подходами к налогообложению процентных доходов, установленными Законом Украины от 22.05.2003 г. № 889-IV «О налогообложении доходов физических лиц» (далее — Закон № 889).
Согласно общему правилу, определенному новым «подоходным» Законом, доходы, полученные в виде процентов (дисконтных доходов), подлежат налогообложению (пп.4.2.12 ст.4 Закона № 889), то есть включаются в общий месячный налогооблагаемый доход, в отличие от порядка, действующего на сегодняшний день1.
При этом, включая в объект налогообложения «проценты» (пп.4.2.12), законодатель:
во-первых, не дает определения термина «проценты» в самом Законе № 889;
во-вторых, не делает никаких оговорок относительно источников получения этого вида доходов (банковский депозит или депозит небанковского финансового учреждения, договор займа2 и др.).
Следовательно, любой вид платежа в пользу физического лица, который может быть назван процентами3, подлежит обложению налогом на доходы физических лиц по общей ставке, установленной п.7.1 ст.7 Закона № 889 (13% с 01.01.2004 г. и 15% с 01.01.2007 г.), за некоторым исключением. Таким исключением является специальная ставка, установленная п.7.2, в размере 5%, которая применяется, в частности, к доходам в виде процентов на депозит (вклад) в банк.
Порядок налогообложения доходов физического лица, полученных в виде процентов на банковский депозит, приведен в специальной норме Закона № 889 — в пункте 9.2. Этим пунктом определено, что ответственным за удержание и перечисление в бюджет налога с доходов физических лиц, то есть налоговым агентом по таким видам доходов, является лицо, которое их начисляет и уплачивает, в данном случае — банк. Он же и отчитывается перед налоговыми органами за удержанный и перечисленный налог. При этом налоговым периодом для удержания и уплаты налога установлен отчетный налоговый месяц4: удержание налога осуществляется ежемесячно из сумм начисленных процентов, а уплата — в срок, определенный законом для месячного налогового периода, то есть в течение 30 дней после окончания отчетного налогового месяца5. А поскольку пп.9.2.1 и пп.9.2.4 ст.9 Закона № 889 установлено, что процентные доходы окончательно облагаются налогом при их выплате и за их счет налоговым агентом — банком, то и включать в годовую налоговую декларацию полученные проценты физическому лицу нет необходимости (пп.8.1.3 ст.8, пп.18.2 ст.18 Закона № 889).
Таким образом, предприятие, выплачивающее физическому лицу заработную плату, не имеет отношения к налогообложению и налоговой отчетности по процентным доходам по банковским депозитам, которые получает такое физическое лицо — работник предприятия.
Изложенный порядок налогообложения процентных доходов по банковским депозитам будет в полной мере действовать с 1 января 2005 года, когда в соответствии с пп.22.1.4 ст.22 Закона № 889 вступят в силу специальные нормы налогообложения банковских процентов, установленные п.9.2 Закона.
А вот порядок налогообложения этих доходов в 2004 году вызывает ряд вопросов. Как отмечалось, в налогообложении процентных доходов можно условно выделить две категории норм:
— общие, согласно которым проценты облагаются налогом по ставке 13% (15%) (пп.4.2.12 ст.4, п.7.1 ст.7, пп.9.2.3 ст.9 Закона № 889);
— специальные, согласно которым отдельные виды процентов, в частности, полученные по банковским депозитам, облагаются налогом по сниженной став-
ке 5% (п.7.2 ст.7, пп.9.2.1-9.2.2 ст.9 Закона № 889).
«Проблема 2004», связанная с налогообложением процентных доходов по банковским депозитам, заключается в том, что специальные нормы вступают в силу только с 1 января 2005 года (пп.22.1.4 ст.22 Закона № 889), а общие — с 1 января 2004 года. При этом нормы Декрета КМУ «О подоходном налоге с граждан», в соответствии с которым процентные доходы не включались в совокупный налогооблагаемый доход физического лица, утратят силу с 1 января 2004 года (п.22.10 ст.22 Закона № 889).
Таким образом, если в Закон № 889 не будут внесены изменения, у банков имеются формальные основания удержвать 13% с процентов, начисленных на депозитные вклады физических лиц6. Заметим, что существование данной коллизии признает и ГНАУ, но, в отличие от обычной фискальной позиции, считает ее редакционной ошибкой законодателей, а не руководством к действию, и ждет разъяснений по этому вопросу «сверху»7.
Как указано выше, полученные процентные доходы по депозитному вкладу в банк не подлежат декларированию физическим лицом. В качестве аргументов приведем следующие нормы Закона № 889:
— пп.8.1.3 ст.8, согласно которому налогоплательщик обязан самостоятельно задекларировать лишь те доходы (прибыли), которые не подлежат налогообложению при их начислении или выплате. А согласно пп.9.2.4 ст.9 Закона № 889 проценты окончательно облагаются налогом при их выплате и за их счет;
— пп.18.2 ст.18, который указывает на то, что обязанность налогоплательщика по представлению декларации считается выполненной, если плательщик получал доходы исключительно от налоговых агентов, обязанных представлять отчетность по налогу с доходов физических лиц согласно Закону. Напомним, что в соответствии с пп.9.2.1 ст.9 Закона № 889 налоговым агентом при выплате процентов по депозитным банковским вкладам назван банк. Его же пп.9.2.2 ст.9 обязал представлять налоговый расчет общей суммы начисленных процентов и общей суммы удержанных из них налогов в составе налоговой декларации по налогу на прибыль (далее — Расчет 1).
Как видим, оба условия относительно непредставления физическими лицами декларации, приведенные в Законе № 889, в случае с процентами по банковским депозитам выполняются.
Таким образом, банк должен представить в ГНИ Расчет 1. При этом, оговаривая форму предоставления информации, Закон № 889 (пп.9.2.2) определяет, что:
— этот Расчет представляется в составе декларации по налогу на прибыль;
— информация об отдельном депозите, сумме начисленных на него процентов, а также сведения о физическом лице — вкладчике не представляются.
Следовательно, в ГНИ будет поступать информация только об общих суммах удержанного «депозитно-подоходного» налога. Причем необходимость предоставления такой информации возникнет у банков одновременно с обязанностью удерживать «депозитный» на-
лог — с 1 января 2005 года (пп.22.1.4 ст.22 Закона № 889). Однако остается загадкой, зачем налоговым органам нужна подобная информация в таком виде.
Кроме указанного Расчета 1 банк, как и любой налоговый агент, обязан представлять в ГНИ налоговый расчет сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу плательщиков налога, а также сумм удержанного из них налога (далее — Расчет 2) (абз. «б» п.19.2 ст.19 Закона № 889). Форма Расчета 2 уже утверждена приказом ГНАУ от 29.01.2003 г. № 451. Она представляет собой «модернизированную» в соответствии с Законом № 889 форму № 8ДР и носит название ф. № 1ДФ. Первый раз она будет подаваться за I квартал 2004 года. Отметим, что в Порядке заполнения и представления налоговыми агентами налогового расчета сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу плательщиков налога, и сумм удержанного с них налога (утвержден тем же приказом, что и сама форма, далее — Порядок) нет никаких оговорок для банков о представлении данных о своих вкладчиках и суммах выплачиваемых им депозитных доходов. Форма № 1ДФ должна представляться любыми лицами, которые определены Законом № 889 в качестве налоговых агентов, выплачивающих доходы физическим лицам, и на которых возложена обязанность удерживать и перечислять налог от имени и за счет таких физических лиц. А как выше неоднократно отмечалось, банки являются налоговыми агентами по процентным доходам, выплачиваемым по депозитам. Следовательно, обязанность представлять ф. № 1ДФ на своих вкладчиков формально (согласно требованиям Закона № 889) распространяется и на банки. Самым неприятным является тот факт, что в ф. № 1ДФ, как и в
ф. № 8ДР, необходимо предоставлять информацию о каждом физическом лице — получателе дохода отдельно с указанием идентификационного кода. Однако изучение самого текста Порядка, а именно справочника признаков доходов, дает отрицательный результат: там не предусмотрен такой код дохода, как выплата процентов по банковскому депозиту. Что это: молчаливое согласие ГНАУ на непредоставление, вопреки Закону, такой информации банками или редакционная ошибка — остается только гадать.
Array
Похожие записи

Изменения систем налогообложения у предприятия
11.08.2003

Переход на общую систему налогообложения
11.09.2003

Порядок таможенного оформления и налогообложения товаров
10.12.2003