Прокуратура проверяет государственное предприятие
Имеет ли право прокуратура в порядке общего надзора (при отсутствии какого-либо формального повода) осуществлять на государственном предприятии, частично получающем средства из госбюджета, проверку использования основных средств, находящихся в полном хозяйственном ведении предприятия, в том числе налогообложения операций с основными средствами, ссылаясь при этом только на плановый характер такой проверки?
Кадровий аутсорсинг

На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3

Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере

Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
Как известно, ст.19 Конституции Украины установлено, что правовой порядок в Украине основывается на принципах, в соответствии с которыми никто не может быть принужден делать то, что не предусмотрено законодательством. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины.
В п.14 части первой ст.92 Конституции записано, что деятельность прокуратуры определяется исключительно законами Украины.
Пунктом 9 Переходных положений Конституции предусмотрено, что прокуратура продолжает выполнять в соответствии с действующими законами функцию надзора за соблюдением и применением законов до введения в действие законов, регулирующих деятельность государственных органов по контролю за соблюдением законов. Такая же норма содержится и в п.2 раздела II «Переходные положения» Закона Украины от 12.07.2001 г. № 2663-III «О внесении изменений в Закон Украины «О прокуратуре».
Таким образом, прокуратура может осуществлять функцию надзора за соблюдением и применением законов только на основании законов Украины, в порядке и в пределах полномочий, прямо предусмотренных законами Украины и только в тех случаях, когда функции государственного контроля по отдельным направлениям не возложены законами на другие государственные органы.
В связи с этим необходимо обратить внимание на следующие моменты.
1. Основным законом, подробно регламентирующим права и обязанности прокуратуры в Украине, является Закон Украины от 05.11.91 г. № 1789-ХII «О прокуратуре» (далее – Закон о прокуратуре). Однако ни этот Закон, ни другие Законы Украины не предоставляют прокуратуре право осуществлять проверку по использованию предприятием имущества.
2. Перечень функций прокуратуры приведен в ст.121 Конституции и ст.5 Закона Украины «О прокуратуре», а именно:
— поддержание государственного обвинения в суде;
— представительство интересов гражданина или государства в суде в случаях, определенных законом;
— надзор за соблюдением законов органами, которые проводят оперативно-розыскную деятельность, дознание, досудебное следствие;
— надзор за соблюдением законов при выполнении судебных решений в уголовных делах, а также при применении других мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан.
Среди этих функций, как видим, не указаны ни функция общего надзора вообще, ни функция по плановым проверкам использования имущества на предприятиях или функция по контролю в порядке общего надзора за соблюдением предприятиями законодательства об использовании имущества в частности.
3. В части второй ст.5 Закона Украины «О прокуратуре» указано, что на прокуратуру не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных Конституцией Украины и Законом Украины «О прокуратуре». Следовательно, никакой другой закон не может предоставлять прокуратуре право и возлагать на нее обязанность по проверке правильности использования имущества предприятиями.
Согласно части второй ст.19 Закона Украины
«О прокуратуре» проверка выполнения законов проводится по заявлениям и другим сообщениям о нарушениях законности, которые требуют прокурорского реагирования, а при наличии поводов – также по собственной инициативе прокурора. Прокуратура не подменяет органы ведомственного управления и контроля и не вмешивается в хозяйственную деятельность, если такая деятельность не противоречит действующему законодательству.
4. На сегодняшний день действует Закон Украины от 26.01.93 г. № 2939-ХII «О государственной контрольно-ревизионной службе в Украине», в соответствии со ст.2 которого государственный контроль за использованием денежных и материальных средств предприятиями, получающими средства из государственного бюджета, осуществляется государственной контрольно-ревизионной службой Украины.
5. Государственный контроль за соблюдением законодательства о налогообложении, за правильностью, полнотой и своевременностью уплаты налогов налогоплательщиками в соответствии с Законом Украины от 04.12.90 г. № 509-ХII «О государственной налоговой службе в Украине» осуществляют непосредственно государственные налоговые инспекции.
6. Согласно ст.32 Закона Украины от 27.03.91 г. № 887-ХII «О предприятиях в Украине» государственный контроль за отдельными сторонами деятельности предприятия осуществляют государственная налоговая инспекция, государственная контрольно-ревизионная служба, государственные органы, на которые возложен надзор за безопасностью производства и труда, противопожарной и экологической безопасностью, другие органы в соответствии с действующим законодательством.
Поэтому у прокуратуры в данном случае нет надлежащих правовых оснований для проверки предприятия.
Array
Похожие записи

Договор комиссии о предоставлении услуг по размещению рекламы в зарубежных СМИ
19.11.2002

Получение права на бюджетное возмещение по экспортной поставке
18.08.2001

АРЕНДА ЖИЛЬЯ И РЕГИСТРАЦИЯ ПРАВ В БТИ
13.10.2011