Прокуратура проверяет государственное предприятие
Имеет ли право прокуратура в порядке общего надзора (при отсутствии какого-либо формального повода) осуществлять на государственном предприятии, частично получающем средства из госбюджета, проверку использования основных средств, находящихся в полном хозяйственном ведении предприятия, в том числе налогообложения операций с основными средствами, ссылаясь при этом только на плановый характер такой проверки?
Кадровий аутсорсинг
На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3
Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере
Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
Как известно, ст.19 Конституции Украины установлено, что правовой порядок в Украине основывается на принципах, в соответствии с которыми никто не может быть принужден делать то, что не предусмотрено законодательством. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины.
В п.14 части первой ст.92 Конституции записано, что деятельность прокуратуры определяется исключительно законами Украины.
Пунктом 9 Переходных положений Конституции предусмотрено, что прокуратура продолжает выполнять в соответствии с действующими законами функцию надзора за соблюдением и применением законов до введения в действие законов, регулирующих деятельность государственных органов по контролю за соблюдением законов. Такая же норма содержится и в п.2 раздела II «Переходные положения» Закона Украины от 12.07.2001 г. № 2663-III «О внесении изменений в Закон Украины «О прокуратуре».
Таким образом, прокуратура может осуществлять функцию надзора за соблюдением и применением законов только на основании законов Украины, в порядке и в пределах полномочий, прямо предусмотренных законами Украины и только в тех случаях, когда функции государственного контроля по отдельным направлениям не возложены законами на другие государственные органы.
В связи с этим необходимо обратить внимание на следующие моменты.
1. Основным законом, подробно регламентирующим права и обязанности прокуратуры в Украине, является Закон Украины от 05.11.91 г. № 1789-ХII «О прокуратуре» (далее – Закон о прокуратуре). Однако ни этот Закон, ни другие Законы Украины не предоставляют прокуратуре право осуществлять проверку по использованию предприятием имущества.
2. Перечень функций прокуратуры приведен в ст.121 Конституции и ст.5 Закона Украины «О прокуратуре», а именно:
— поддержание государственного обвинения в суде;
— представительство интересов гражданина или государства в суде в случаях, определенных законом;
— надзор за соблюдением законов органами, которые проводят оперативно-розыскную деятельность, дознание, досудебное следствие;
— надзор за соблюдением законов при выполнении судебных решений в уголовных делах, а также при применении других мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан.
Среди этих функций, как видим, не указаны ни функция общего надзора вообще, ни функция по плановым проверкам использования имущества на предприятиях или функция по контролю в порядке общего надзора за соблюдением предприятиями законодательства об использовании имущества в частности.
3. В части второй ст.5 Закона Украины «О прокуратуре» указано, что на прокуратуру не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных Конституцией Украины и Законом Украины «О прокуратуре». Следовательно, никакой другой закон не может предоставлять прокуратуре право и возлагать на нее обязанность по проверке правильности использования имущества предприятиями.
Согласно части второй ст.19 Закона Украины
«О прокуратуре» проверка выполнения законов проводится по заявлениям и другим сообщениям о нарушениях законности, которые требуют прокурорского реагирования, а при наличии поводов – также по собственной инициативе прокурора. Прокуратура не подменяет органы ведомственного управления и контроля и не вмешивается в хозяйственную деятельность, если такая деятельность не противоречит действующему законодательству.
4. На сегодняшний день действует Закон Украины от 26.01.93 г. № 2939-ХII «О государственной контрольно-ревизионной службе в Украине», в соответствии со ст.2 которого государственный контроль за использованием денежных и материальных средств предприятиями, получающими средства из государственного бюджета, осуществляется государственной контрольно-ревизионной службой Украины.
5. Государственный контроль за соблюдением законодательства о налогообложении, за правильностью, полнотой и своевременностью уплаты налогов налогоплательщиками в соответствии с Законом Украины от 04.12.90 г. № 509-ХII «О государственной налоговой службе в Украине» осуществляют непосредственно государственные налоговые инспекции.
6. Согласно ст.32 Закона Украины от 27.03.91 г. № 887-ХII «О предприятиях в Украине» государственный контроль за отдельными сторонами деятельности предприятия осуществляют государственная налоговая инспекция, государственная контрольно-ревизионная служба, государственные органы, на которые возложен надзор за безопасностью производства и труда, противопожарной и экологической безопасностью, другие органы в соответствии с действующим законодательством.
Поэтому у прокуратуры в данном случае нет надлежащих правовых оснований для проверки предприятия.
Array
Похожие записи
РРО или расчетные книжки для туристического агентства
17.05.2001
Неправильно указанный вид топлива при расчете сбора за загрязнение окружающей природной среды
26.09.2002
Отчет в Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
18.08.2002