Продажа объектов основных средств в аспекте бухгалтерского и налогового учета
Предприятие продает объекты основных средств группы 2 (компьютеры) в розницу, осуществляя в качестве предпродажной подготовки замену морально устаревших комплектующих деталей. Предприятие имеет торговый патент и ЭККА. Как эти операции отражаются в бухгалтерском и налоговом учете?
Кадровий аутсорсинг
На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3
Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере
Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
Продажа объектов основных средств в аспекте бухгалтерского и налогового учета является довольно распространенной операцией и достаточно четко отрегулирована законодательно. Согласно нормам Положения (стандарта) бухгалтерского учета 4 "Отчет о движении денежных средств", утвержденного приказом Минфина Украины от 31.03.99 г. № 87, зарегистрированным в Минюсте Украины 21.06.99 г. № 398/3691, с изменениями и дополнениями (далее - П(С)БУ), операции по реализации основных средств относятся к разряду инвестиционной деятельности, то есть их нельзя рассматривать как операции в сфере торговли.
Что касается продажи объектов группы 2 (компьютеров) на Вашем предприятии, то условия её осуществления (приобретение торгового патента, реализация в розницу с лотка с применением ЭККА) кардинально изменяют сущность реализации основных средств. По сути, они становятся товаром, приобретая его свойства как актива, который содержится для продажи при условиях обычной хозяйственной деятельности в соответствии с нормами п.4 Положения (стандарта) бухгалтерского учета 9 "Запасы", утвержденного приказом Минфина Украины от 20.10.99 г. № 246, зарегистрированным в Минюсте Украины 02.01.2000 г., с изменениями и дополнениями. Это означает, что на Вашем предприятии реализация основных средств переведена из сферы инвестиционной в сферу операционной деятельности, что предполагает новый подход к отражению подобной операции в налоговом и бухгалтерском учете.
Ситуация осложняется также и тем, что на объектах основных средств производится замена морально устаревших комплектующих деталей. В налоговом учёте такая замена рассматривается как улучшение основных фондов в соответствии с пп.8.7.1 ст.8 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР, с изменениями и дополнениями (далее - Закон о прибыли), согласно которому затраты, связанные с осуществлением таких операций, частично включаются в состав валовых расходов (в сумме, не превышающей 5% совокупной балансовой стоимости групп основных фондов на начало отчетного года), а частично увеличивают балансовую стоимость соответствующих групп и в их составе амортизируются. Поэтому для определения максимальной суммы, которую можно включить в состав валовых расходов, необходимо определить совокупную балансовую стоимость всех групп основных фондов предприятия (причем только тех, что подлежат амортизации) и исчислить 5% от этой общей стоимости. Сравнивая понесенные в течении отчетного года расходы на улучшение основных фондов с этой пятипроцентной частью, Вы сможете определить, увеличится балансовая стоимость группы 2 или все понесенные расходы войдут в состав валовых. В бухгалтерском учете согласно п.14 П(С)БУ-7 "первоначальная стоимость объекта основных средств увеличивается на сумму расходов, связанных с улучшением объекта (модернизация, модификация и т.п.), что приводит к увеличению будущих экономических выгод, первоначально ожидаемых от использования объекта". Это означает, что стоимость комплектующих в бухгалтерском учете прибавляется к первоначальной стоимости объекта основных средств, а в налоговом учете "растворяется" или в составе валовых расходов (частично или полностью), или в общей балансовой стоимости соответствующей группы, так как согласно пп.8.3.5 ст.8 Закона о прибыли "отдельный учет балансовой стоимости индивидуальной материальной ценности, входящей в состав основных фондов группы 2.., в целях налогообложения не ведется".
Перевод объектов основных средств в товары не урегулирован ни в налоговом законодательстве, ни в стандартах бухгалтерского учета. Но поскольку на Вашем предприятии это является уже свершившимся фактом, попытаемся детально разобрать сложившуюся ситуацию, чтобы учесть все возможные варианты её отражения в бухгалтерском и налоговом учёте, несмотря на многочисленные несоответствия налогового и бухгалтерского учёта в операциях с основными средствами.
По нашему мнению, на первом этапе главным является вопрос: как классифицировать перевод объектов основных средств (компьютеров) в товар в налоговом учёте? Если в бухгалтерском учёте логичнее всего сделать проводки Дт 281 - Кт 104 на сумму остаточной стоимости с учетом затрат на ремонт и модернизацию (по каждому передаваемому объекту) и Дт 131 - Кт 104 на сумму начисленной амортизации, то в налоговом учёте возможны, по меньшей мере, два варианта.
Первый вариант. Так как компьютеры стали товаром и будут учитываться на счёте класса 2 "Запасы", они перестали выполнять функции основных средств. Изменение их хозяйственной сути можно рассматривать в целях налогообложения (при фискальном подходе) как ликвидацию основных фондов по решению налогоплательщика. При этом балансовая стоимость группы 2 не меняется, затраты, понесенные предприятием в предшествующие налоговые периоды, продолжают амортизироваться и, соответственно, уменьшать скорригированную сумму прибыли, подлежащую налогообложению. Но одновременно вступает в силу п.4.9 ст.4 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" от 03.04.97 г. №168/97-ВР (с изменениями и дополнениями), согласно которому, "если основные производственные фонды ликвидируются по самостоятельному решению налогоплательщика.., такая ликвидация рассматривается в целях налогообложения как продажа основных производственных фондов... по обычным ценам, действующим на момент такой продажи". Это означает, что в случае перевода основных средств в товары у предприятия возникает налоговое обязательство по НДС, подлежащему уплате в том отчетном периоде, когда такой перевод был осуществлен (независимо от сроков последующей реализации с лотка). Так как компьютеры реализуются в розницу, в том числе и физическим лицам, за наличные деньги и расчёты оформляются через ЭККА , то в момент такой реализации возникает валовой доход от продажи и налоговое обязательство по НДС. При продаже по безналичному расчёту валовой доход и налоговое обязательство по НДС возникают по первому из наступивших событий (отгрузка или оплата).
Второй вариант. Перевод объектов основных средств в товар можно и не рассматривать в налоговом учёте как ликвидацию. По сути, они перестали соответствовать определению "основные фонды", но продолжают числиться на том же предприятии и по-прежнему являются материальными ценностями, а ликвидация предусматривает невозможность использования активов в хозяйственной деятельности предприятия. В данном же случае они используются в операционной, а не инвестиционной деятельности. Поэтому можно поступить следующим образом: оприходовав компьютеры на счете 281, по мере их реализации в налоговом учёте в соответствии с пп.8.4.4. ст.8 Закона о прибыли уменьшать балансовую стоимость группы 2 на сумму стоимости проданных "бывших" основных фондов. При этом у предприятия не возникает налогового обязательства по НДС как при ликвидации основных фондов по самостоятельному решению налогоплательщика. Суммы амортизационных начислений снизятся из-за уменьшения балансовой стоимости группы 2 основных фондов. Валовой доход и налоговое обязательство по НДС будут возникать по первому из наступивших событий (отгрузка или оплата).
К сожалению, и в первом, и во втором варианте у предприятия нет никаких валовых расходов, на которые можно было бы уменьшить валовой доход.
Ещё раз следует подчеркнуть, что ситуация, сложившаяся на Вашем предприятии, законодательно не урегулирована, поэтому чтобы склониться к какому-либо из предложенных вариантов её отражения в налоговом учёте, необходимо просчитать, как оба варианта отразятся на финансовом результате в конкретных цифрах.
Что касается отражения операции по продаже объектов основных средств на счетах бухгалтерского учёта, то после перевода этих объектов в товар, применяются типовые проводки по учету товарных операций в торговле.
Array
Похожие записи
Методика исчисления совокупного дохода семьи для назначения субсидий по возмещению стоимости коммунальных услуг
31.03.2005
Жалоба в районную налоговую инспекцию относительно отмены первого налогового требования
13.01.2002
Договору о предоставлении транспортных услуг и лицензия на этот вид деятельности предприятия
18.03.2003