ФОРМИРОВАНИЕ ОБЫЧНОЙ ЦЕНЫ
Предприятие осуществляет оптовую торговлю товарами. Поскольку в штате предприятия нет грузчиков, погрузку-разгрузку товаров выполняет физическое лицо — СПД. Стоимость таких работ составляет 3% от суммы полученного (разгруженного) товара. При проведении документальной проверки налоговый инспектор сделал вывод, что предприятие неправильно определяет обычную цену на работы: следует брать не процент от стоимости полученного (разгруженного) товара, а формировать цену исходя из тоннажа такого товара. Объясните, как определить обычную цену на погрузочно-разгрузочные работы и как правильно их документально оформить?
Кадровий аутсорсинг

На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3

Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере

Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
Как следует из вопроса, погрузочно-разгрузочные работы для предприятия выполняет СПД — физическое лицо, которое не является плательщиком налога на прибыль. А в соответствии с пп.7.4.2 и 7.4.3 ст.7 Закона о прибыли«расходы, осуществленные плательщиком налога в связи с приобретением товаров (работ, услуг)… определяются исходя из договорных цен, но не больше обычных цен, действовавших на дату такого приобретения».
При обосновании уровня обычных цен на погрузочно-разгрузочные работы (как и на цены на другие товары, работы, услуги) следует исходить из анализа определения термина «обычная цена», приведенного в п.1.20 ст.1 Закона о прибыли. Во всех без исключения случаях для доказательства того, что продажная цена соответствует уровню обычных цен, необходимо начинать с формулировки абзаца первого пп.1.20.1 ст.1 Закона, согласно которому обычной считается цена услуг, определенная сторонами договора, если этим пунктом Закона не установлено иное. Что же следует понимать под фразой «если этим пунктом не установлено иное»? Это может быть, к примеру, цена, установленная по правилам государственного регулирования цен, либо объявленная цена (в этом случае обычная цена — это цена, содержащаяся в публичном объявлении), либо цена, определенная по правилам, установленным стандартами бухгалтерского учета и национальными стандартами по вопросам оценки имущества и имущественных прав. Очевидно, что к рассматриваемой ситуации все перечисленные случаи не имеют никакого отношения.
Таким образом, нужно исходить из того, что обычная цена — это стоимость работ, определенная сторонами договора. Порядок ее формирования не утвержден никакими нормативными документами. Следовательно, это может быть процентное соотношение от стоимости погруженных (разгруженных, отпущенных покупателю) товаров либо процентное соотношение от тоннажа. Это может быть и цена работ, которая вообще не зависит ни от стоимости товаров, ни от тоннажа, а просто продиктована возможностью и желанием заказчика оплатить именно такую цену и согласием исполнителя выполнять эту конкретную работу за предложенную заказчиком цену (то есть договорная цена).
При разговоре с налоговым инспектором следует четко понимать, что его точка зрения не подкреплена нормами Закона о прибыли. А значит, ее можно и нужно оспаривать. Инспектор не имеет никакого права считать свое субъективное мнение единственно верным.
Но чтобы общение с представителем ГНС происходило не только на уровне эмоций, предлагаем использовать дополнительные аргументы.
Во-первых, в п.1.20 ст.1 Закона о прибыли употребляются такие термины, как «справедливая рыночная цена», «рынок товаров (работ, услуг)», «идентичные товары (работы, услуги)», «однородные товары (работы, услуги)». И понять, что такое обычная цена, не проанализировав эти термины, невозможно.
Под идентичными товарами Закон о прибыли понимает товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. Среди таких признаков, в частности, названы физические характеристики, качество, репутация на рынке, страна происхождения и производитель. При этом незначительные отличия1 во внешнем виде товаров могут не учитываться.
Однородные товары, в отличие от идентичных, имеют уже не одинаковые, а сходные характеристики, состоят из сходных компонентов, выполняют одинаковые функции и при этом могут быть взаимозаменяемыми. Как и при определении идентичности товаров, при установлении однородности необходимо учитывать, например, такие характеристики, как качество, наличие товарного знака, репутация на рынке, страна происхождения, производитель и т.д.
Если применить эту терминологию к работам, то получается, что они не могут быть однородными, и тем более идентичными, так как они всегда очень индивидуальны в рамках каждого конкретного договора. Поэтому бессмысленно какое-либо сравнение цены на работы, являющиеся предметом одного договора, с ценой на «сходные» работы, но уже по другому договору.
Во-вторых, для доказательства обычной цены необходимо использовать формулировку пп.1.20.2 ст.1 Закона о прибыли. Согласно этому подпункту «для определения обычной цены товара (работ, услуг) используется информация о заключенных на момент продажи такого товара (работы, услуги) договорах с идентичными (однородными) товарами (работами, услугами) в сопоставимых условиях».
Иными словами, заключая договор на выполнение работ, предприятие должно было определить, заключало ли оно подобные договоры на идентичные либо однородные работы2. Если подобные сделки не осуществлялись, то обычной ценой будет договорная цена. Если же идентичные либо однородные работы ранее выполнялись, следует сравнить сопоставимые условия соответствующих договоров, то есть условия, которые существенно не влияют на цену или могут быть экономически обоснованы. К таким сопоставимым условиям Закон о прибыли, в частности, относит:
– количество (объем) работ;
– сроки исполнения обязательств по договору;
– условия оплаты работ;
– другие условия, которые могут повлиять на формирование цены.
Как следует из вопроса читателя, договор на погрузочно-разгрузочные работы у предприятия один. Поэтому на основании пп.1.20.1 ст.1 Закона о прибыли обычная цена равна договорной цене.
Что же касается документального оформления операции по получению услуги, то в конце каждого отчетного периода (обычно это месяц) между заказчиком и исполнителем работ (физическим лицом — СПД) должен быть подписан акт приемки-передачи выполненных работ. Форма такого акта не утверждена, поэтому он составляется в свободной форме. Однако, поскольку стоимость работ формируется исходя из стоимости погруженных (разгруженных) товаров, рекомендуем подробно расписать, как эта стоимость сформировалась в конкретном периоде. Для этого нужно указать номера и даты первичных документов (например, накладных), на основании которых происходила разгрузка (погрузка), а также стоимость товаров по каждой накладной. Затем подводится общий итог и определяется цена услуги (2% от общей суммы). Такое документальное оформление поможет избежать возможных недоразумений между контрагентами, а также подтвердит правильное формирование договорной цены для целей налогообложения.
Array
Похожие записи

Директор предприятия создал ноу-хау
15.02.2001

НАЛОГОВАЯ НАКЛАДНАЯ: ЗАПОЛНЕНИЕ РЕКВИЗИТОВ
13.07.2011

Филиал и дочернее предприятие
26.11.2002