Применение льготы по НДС и не применение льготы по налогу на прибыль
Имеет ли право предприятие – издатель книжной продукции при продаже книг собственного производства применять льготу по НДС и не применять льготу по налогу на прибыль? Какие санкции предусмотрены действующим законодательством за то, что предприятие не применяет данную льготу?
Кадровий аутсорсинг
На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3
Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере
Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
Исходя из содержания п.7.19 ст.7 Закона о прибыли1, принято считать, что в данном пункте предусмотрена именно льгота. Такого мнения, изложенного в многочисленных письмах ГНАУ, придерживается не только контролирующий орган, но и законодатели. Например, в письме Комитета ВР по вопросам финансов и банковской деятельности от 07.11.2001 г. № 06-10/631 упоминается о льготе, установленной п.7.19.
Однако навязанная всем без исключения льгота не всегда выгодна для налогоплательщиков. Чаще всего применение льготы приводит к увеличению налога на прибыль у издателей средств массовой информации, но иногда (и это подтверждает вопрос) льгота «работает» и против издателей книжной продукции. Поэтому не удивительно, что налогоплательщики стремятся отказаться от такой льготы.
Действительно, в п.7.19 не упоминается слово льгота, однако он устанавливает особый порядок определения валового дохода и расходов при продаже издательской продукции. Но Закон о прибыли не предполагает выбор применения этого порядка для налогоплательщика. Пунктом 7.20 ст.7 Закона о прибыли предусмотрено, что плательщики налога, указанные в п.7.19, «ведут отдельный учет доходов, которые не включаются в состав валовых доходов или освобождаются от налогообложения согласно нормам указанных пунктов». Несмотря на это позиция ГНАУ и Комитета все же не безосновательна. Так же и в других пунктах ст.7, например в п.7.12, уменьшение объекта налогообложения прямо не называется льготой, но затем этот термин используется как условие применения «этой льготы». Подобный подход используется и в других нормах ст.7 «Налогообложение операций особого вида».
Однако вряд ли из этого можно извлечь пользу. Налоговое законодательство не предусматривает применение или неприменение льгот по желанию налогоплательщика, а прямолинейность п.7.19 и п.7.20 не допускает их игнорирования. Поэтому согласно п.7.19 доходы, полученные от продажи издательской продукции заказчику или непосредственному потребителю, не должны включаться в состав валовых доходов. Соответственно, в состав валовых расходов не включаются расходы, понесенные в связи с получением таких освобожденных доходов. Несоблюдение этих требований будет искажать объект налогообложения и позволит ГНАУ применить санкции к налогоплательщику за занижение налоговых обязательств (если они будут занижены) на общих основаниях.
Если применение этих норм не выгодно налогоплательщику, а это, как правило, объясняется прибыльностью рекламы с одновременной убыточностью продажи самих изданий, то практичней решать проблему путем продажи продукции лицам, которые не являются заказчиками или непосредственными потребителями. Заключение договора купли-продажи с покупателями книг (или распространителями прессы) избавляет от необходимости применения п.7.19. Согласно определению термина в Законе об издательском деле2 «заказчик – физическое или юридическое лицо, которое заказывает издательскую продукцию, беря на себя финансовые обязательства». Но это не значит, что любой покупатель книг и прессы является их заказчиком. В этом же Законе в ст.17 «Права и обязанности заказчика издательской продукции» указано, что заказчик определяет язык, объем, тираж издания и самостоятельно решает вопрос о его использовании. Этой же статьей предусмотрено, что условия выполнения заказа на издательскую продукцию, права и обязанности сторон определяются договором между автором (соавторами) и лицом, которому принадлежит право собственности на объект заказа. Следовательно, покупатели книг в контексте Закона об издательском деле далеко не всегда являются заказчиками или непосредственными потребителями. Эта позиция соответствует разъяснению ГНАУ в письме от 14.02.2002 г. № 2685/7/15-12173.
Array
Похожие записи
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ: ИСПРАВЛЕНИЕ «СТАРЫХ» ОШИБОК
23.12.2005
Ошибки в декларации по НДС
18.03.2004
НДС: СПИСАНИЕ КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ
31.01.2005