Предприятие заключило договор аренды помещения
Предприятие заключило договор аренды помещения. С согласия арендодателя были установлены бронированные двери и пластиковые окна. По условиям договора арендодатель возмещает арендатору 50% понесенных расходов.Как правильно отразить эту операцию в учете?
Кадровий аутсорсинг
На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3
Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере
Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
Указанную в вопросе установку окон и дверей можно квалифицировать как улучшение арендованного помещения. В соответствии с нормами ст.778 ГКУ1 арендатор может улучшить вещь, переданную в аренду (наем), только с согласия арендодателя. Если улучшения произведены с согласия арендодателя, то арендатор имеет право на возмещение стоимости необходимых расходов или на зачисление их стоимости в счет платы за пользование вещью. Таким образом, для получения компенсации за сделанные улучшения, обязанность по проведению улучшения помещения арендатором должна быть указана в договоре аренды2.
Это имеет важное значение и для налогового учета, в котором порядок отражения расходов, связанных с улучшением арендованного имущества, регламентируется п.146.19 ст.146 НКУ3. Указанным пунктом предусмотрено, что при осуществлении арендатором улучшения арендованного имущества он может отразить свои расходы в налоговом учете при условии, что договор оперативной аренды (лизинга) позволяет ему осуществлять такое улучшение.
Если имеется договоренность по проведению улучшения имущества, то расходы в налоговом учете арендатора отражаются следующим образом:
- сумма расходов, связанная с улучшением арендованных объектов основных средств в размере, не превышающем 10 процентов совокупной балансовой стоимости всех групп основных средств на начало отчетного года, относится к составу налоговых расходов (п.146.12 ст.146 НКУ). Обращаем внимание, что до 1 июля 2012 года (даты вступления в силу Закона № 48344) такие расходы относились к составу налоговых расходов того периода, в котором они были осуществлены;
- часть стоимости улучшений в сумме, превышающей включенную в состав расходов, амортизируется арендатором как отдельный объект в порядке, установленном для группы основных средств, к которой относится улучшенный объект оперативной аренды. Это подтверждают и налоговики в консультации из раздела 110.09.01 ЕБНЗ5.
Следует также учесть, что положения п.146.11 и 146.12 ст.146 НКУ не допускают альтернативы в учете ремонтных расходов. При наличии неиспользованного 10-процентного лимита налогоплательщик обязан в его рамках расходы на ремонт включать именно в состав расходов, на что обращают внимание и налоговики (см. консультацию из раздела 110.09.01 ЕБНЗ).
На созданный арендатором «ремонтный» объект в сумме расходов, превышающей 10-процентный лимит, амортизация, по мнению налоговиков, начисляется в порядке, описанном в консультации в разделе 110.18.02 ЕБНЗ. А именно: в данной ситуации6 должны учитываться минимально допустимые сроки начисления амортизации из п.145.1 ст.145 НКУ.А «ремонтный» объект подлежит амортизации в течение срока, большего из двух: минимально допустимого срока согласно п.145.1 ст.145 НКУ и срока, установленного в приказе об учетной политике предприятия.
Также налоговики отмечают, что при возврате имущества арендодателю отдельный объект основных средств, по которому учитывается стоимость улучшения объекта оперативной аренды, выводится из эксплуатации на основании приказа руководителя предприятия и не амортизируется. При этом арендатор в отчетном периоде возврата объекта увеличивает расходы на сумму амортизируемой стои¬мости за вычетом сумм накопленной амортизации такого объекта основных средств (см. консультацию в разделе 110.18.02ЕБНЗ). Сумма компенсации арендодателем понесенных арендатором расходов на улучшение объекта оперативной аренды включается в доходы по дате их признания согласно положениям (стандартам) бухгалтерского учета (см. консультацию в разделе 110.09.01 ЕБНЗ).
В бухгалтерском учете расходы арендатора на улучшение объекта аренды, приводящие к увеличению будущих экономических выгод, согласно нормам п.8 ПБУ-147считаются капитальными инвестициями и включаются в стоимость прочих необоротных активов (субсчет 153 «Приобретение (изготовление) прочих необоротных материальных активов» с дальнейшим отнесением их в дебетсубсчета 117 «Прочие необоротные материальные активы»).
В то же время в соответствии с п.14 ПБУ-78учетной политикой предприятия может быть предусмотрено, что в бухгалтерском учете предприятие отражает улучшения, в том числе и по арендованным основным средствам, в соответствии с правилами НКУ. Тогда в рамках 10-процентного ремонтного лимита их стоимость будет включаться в состав налоговых расходов, а в сумме превышения — амортизироваться в качестве отдельного объекта прочих необоротных материальных активов.
Сумму компенсации понесенных расходов можно отразить на субсчете 719 «Прочие доходы от операционной деятельности». Теперь сведем все вышесказанное в таблицу.
Таблица. Бухгалтерский и налоговый учет улучшений арендованного имущества у арендатора
№ п/п | Содержание бухгалтерской записи или налоговое событие | Бухгалтерский учет | Налоговый учет | |||
дебет | кредит | сумма, грн. | увеличение ОС | расходы | ||
1 | Осуществлены улучшения арендованного помещения | 153 | 201, 661, 651, 631 | 24000,00 | 24000,00* | — |
* Если 10-ный ремонтный лимит уже использован. В рамках лимита расходы на улучшение арендованного помещения включаются в состав расходов отчетного периода. | ||||||
2 | Улучшения введены в эксплуатацию (подписан акт выполненных работ) | 117 | 153 | 24000,00 | — | — |
3 | Начисляется амортизация на созданный объект (ежемесячно) | 92 | 132 | 100,00 | — | 100,00* |
4 | Получена компенсация в размере 50% проведенных улучшений | 311 | 719 | 12000,00 | — | — |
* Поскольку помещение относится к 3-й группе основных средств, в части которых минимально допустимый срок начисления амортизации составляет 20 лет, то при избрании прямолинейного способа начисления амортизации9 ее ежемесячная сумма составит: 100 грн. [24000 грн. : (20 х 12)] |
Надеемся, что ответ на заданный вопрос будет интересен широкому кругу читателей.
Array
Похожие записи
Поставщику возвращается некондиционный товар. Покупатель просит выписать расчет корректировки к налоговой накладной, а поставщик отказывается. Имеет ли он на это право? Правомерно ли требование поставщика к покупателю выписать налоговую накладную на возвращаемый товар? Покупатель в одностороннем порядке сторнирует НДС, уменьшая налоговый кредит, и заполняет корректировку к декларации по НДС, не отражая это в книге покупок. Имеет ли он на это право?
06.11.2000
Предприятие поставляет различную продукцию на морские суда
11.06.2002
НДФЛ и военный сбор: оплата обучения
06.07.2016