Порядок погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами
Предприятие в октябре 2000 года в налоговой декларации по НДС ошибочно занизило налоговое обязательство. В ноябре 2000 года предприятие самостоятельно исправило ошибку, отразив ее в декларации и погасив сумму недоплаты в декабре 2000 года. Однако эта сумма занижения была отражена не в строке 8 декларации по НДС (как корректировка налоговых обязательств), а в строке 1 (как выручка от продажи товаров (работ, услуг)). В декабре 2001 года при проведении проверки органами ГНС предприятию были начислены штрафные санкции за занижение налогового обязательства по НДС в соответствии с Законом Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами». Правомерны ли действия работников ГНС?
Кадровий аутсорсинг
На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3
Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере
Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
С 01.04.2001 г. вступили в силу нормы ст.17 Закона Украины от 21.12.2000 г. № 2181-III «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» (далее — Закон № 2181)1, которыми был установлен размер финансовых санкций за нарушение налогового законодательства, налагаемых на налогоплательщика в случае занижения им налоговых обязательств. В частности, пп.17.1.3 этой статьи предусмотрено, что в случае если контролирующий орган самостоятельно доначисляет сумму налогового обязательства налогоплательщика в связи с тем, что данные документальных проверок результатов деятельности налогоплательщика свидетельствуют о занижении или завышении суммы его налоговых обязательств, заявленных в налоговых декларациях, такой налогоплательщик обязан уплатить штраф в размере 5% от суммы недоплаты за каждый из налоговых периодов, установленных для такого налога, сбора (обязательного платежа), начиная с налогового периода, на который приходится такая недоплата, и заканчивая налоговым периодом, на который приходится получение таким налогоплательщиком налогового уведомления от контролирующего органа, но не более 25% такой суммы и не менее 10 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан. Пунктом 17.2 этой же статьи определено, что вышеуказанные санкции не применяются в случае, если налогоплательщик до начала его проверки контролирующим органом самостоятельно выявляет факт занижения налогового обязательства, а также самостоятельно погашает сумму недоплаты и штраф в размере 10% от суммы такой недоплаты.
Как следует из вопроса, в октябре 2000 года предприятие занизило налоговое обязательство по НДС, но этот факт занижения налогового обязательства был самостоятельно выявлен в ноябре 2000 года и отражен в налоговой декларации, а сумма недоплаты была погашена в декабре 2000 года (месяц представления декларации за ноябрь), и главное — до начала проверки органами ГНС. Штраф в размере 10% суммы недоплаты НДС не мог быть начислен, потому что в ноябре 2000 года ни сам Закон № 2181, ни тем более его ст.17 еще не вступили в силу. На то время необходимо было руководствоваться п.8 Инструкции о порядке применения и взыскания финансовых санкций органами государственной налоговой службы, утвержденной приказом ГГНИУ от 20.04.95 г. № 282, согласно которому финансовые санкции не применялись в случаях, если предприятие до начала проверки органом государственной налоговой службы самостоятельно выявило нарушение в исчислении налога (кроме налога на прибыль), другого обязательного платежа и письменно уведомило об этом ГНИ (учло суммы недовнесенных (излишне внесенных) налогов, других обязательных платежей в представленных в орган государственной налоговой службы налоговых декларациях, расчетах за последующие отчетные периоды) и осуществило соответствующие расчеты с бюджетом и государственным целевым фондом (подало в учреждение банка платежное поручение на уплату надлежащей суммы налога, другого обязательного платежа). То есть в период возникновения и исправления ошибки, которая привела к недоплате НДС в бюджет, не предусматривались штрафные санкции в случае, если такая ошибка была исправлена самостоятельно до начала проверки.
Тот факт, что исправление ошибки было включено в налоговую декларацию не в строке 8 (корректировка сумм налоговых обязательств), а в строке 1, является методологической ошибкой при заполнении налоговой декларации за ноябрь 2000 года, которая не привела к занижению суммы налогового обязательства (или, как иногда говорят, «бюджет не пострадал»). За такое нарушение финансовые санкции действующим законодательством не предусмотрены.
Кроме того, ст.58 Конституции Украины определено, что «законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица. Никто не может отвечать за деяния, которые на время их совершения не признавались законом как правонарушение».
Таким образом, можно подытожить, что в указанной в вопросе ситуации финансовые санкции, предусмотренные пп.17.1.3 ст.17 Закона № 2181, к предприятию применяться не должны.
Array
Похожие записи
ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА НА КОМИССИИ
27.05.2004
Штрафные санкции при оплате торгового патента с опозданием
25.02.2004
РАСХОДЫ ПО ОФОРМЛЕНИЮ КРЕДИТОВ
23.06.2006