ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПО НДС И СРОК ДАВНОСТИ
Из строки 24 декларации по НДС налоговики исключили суммы отрицательного значения за 2007 год, ссылаясь на то, что истек срок давности (1095 дней). Правда ли, что по истечении трех лет сумма отрицательного значения пропадает?
Кадровий аутсорсинг
На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3
Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере
Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
В соответствии со ст.102 НКУ срок давности в 1095 дней устанавливается для предоставления контролирующему органу права самостоятельно определить сумму денежных обязательств налогоплательщика в случаях, определенных данным Кодексом. Этот срок истекает на 1095-й день, следующий за последним днем предельного срока представления налоговой декларации и/или предельного срока уплаты денежных обязательств, начисленных контролирующим органом, а если такая налоговая декларация была представлена позднее, — за днем ее фактического представления. Если в течение указанного срока контролирующий орган не определяет сумму денежных обязательств, налогоплательщик считается свободным от такого денежного обязательства, а спор по такой декларации и/или налоговому уведомлению не подлежит рассмотрению в административном или судебном порядке. Срок давности в 1095 дней начинает свое течение также со дня представления уточняющего расчета к налоговой декларации, если таковой представлялся.
В п.44.3 ст.44 НКУ определено, что налогоплательщики обязаны обеспечить хранение документов, связанных с выполнением требований законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, не менее 1095 дней со дня представления налоговой отчетности, для составления которой используются указанные документы, а в случае ее непредставления — с предусмотренного в НКУ предельного срока представления такой отчетности.
Кроме того, срок в 1095 дней установлен в ст.43 НКУ и для подачи заявления о возврате ошибочно и/или излишне уплаченных денежных обязательств. Он начинает свое течение со дня возникновения ошибочно и/или излишне уплаченной суммы.
Согласно пп.14.1.115 ст.14 НКУ излишне уплаченные денежные обязательства — это суммы денежных средств, которые на определенную дату зачислены в соответствующий бюджет сверх начисленных сумм денежных обязательств, предельный срок уплаты которых наступил на такую дату. А в пп.14.1.182 ст.14 НКУ ошибочно уплаченные денежные обязательства определены как суммы денежных средств, которые на определенную дату поступили в соответствующий бюджет от юридических лиц (их филиалов, отделений, других обособленных подразделений, не имеющих статуса юридического лица) или физических лиц (которые имеют статус субъектов предпринимательской деятельности или не имеют такого статуса), не являющихся плательщиками таких денежных обязательств.
В строке 24 декларации по НДС, форма которой утверждена приказом МФУ от 25.11.2011 г. № 1492, отражается остаток отрицательного значения, который после бюджетного возмещения включается в состав налогового кредита следующего налогового периода (строка 22 - строка 23). Значение этой строки переносится в строку 21.2 декларации следующего отчетного (налогового) периода.
В соответствии с п.200.7 ст.200 НКУ налогоплательщик, имеющий право на получение бюджетного возмещения и принявший решение о возврате суммы бюджетного возмещения, представляет соответствующему органу государственной налоговой службы налоговую декларацию и заявление о возврате суммы бюджетного возмещения, которая отражается в налоговой декларации. В течение 30 календарных дней, следующих за предельным сроком получения налоговой декларации, налоговый орган проводит камеральную проверку заявленных в ней данных. А при наличии достаточных оснований, свидетельствующих, что расчет суммы бюджетного возмещения был произведен с нарушением норм налогового законодательства, налоговый орган имеет право провести документальную внеплановую выездную проверку плательщика для определения достоверности начисления такого бюджетного возмещения в течение 30 календарных дней, следующих за предельным сроком проведения камеральной проверки.
В п.200.14 ст.200 НКУ установлено, что в случае выяснения по результатам проведения проверок факта, по которому налогоплательщик не имеет права на получение бюджетного возмещения, орган ГНС направляет налогоплательщику налоговое уведомление, в котором указываются основания отказа в предоставлении бюджетного возмещения.
Других оснований исключения суммы из бюджетного возмещения НКУ не предусматривает.
Согласно п.200.23 ст.200 НКУ суммы НДС, не возмещенные плательщикам в течение определенного указанной статьей срока, считаются задолженностью бюджета по возмещению налога на добавленную стоимость. На сумму такой задолженности начисляется пеня на уровне 120 процентов учетной ставки Национального банка Украины, установленной на момент возникновения пени, в течение срока ее действия, включая день погашения.
Таким образом, суммы бюджетного возмещения, отраженные в строке 23 декларации по НДС, не являются суммами налоговых обязательств или же излишне либо ошибочно уплаченными налоговыми обязательствами, на которые распространяется срок давности в 1095 дней, установленный НКУ. К тому же этот срок давности предусмотрен НКУ для совершения определенных юридических действий налогоплательщиком: подача заявления, обжалование налогового решения и т.п.
Что касается остатка отрицательного значения, который отражается в строке 24 декларации по НДС и после бюджетного возмещения включается в состав налогового кредита следующего налогового периода, то следует отметить, что он возникает в результате совершения определенных юридических действий плательщиком налога, то есть является следствием таких действий, а не влечет их. И поэтому устанавливать срок для совершения каких-то действий плательщиком НДС, право на бюджетное возмещение которого уже подтверждено самими налоговиками, нет ни смысла, ни логики, поскольку все необходимые действия для этого уже совершены.
В соответствии с частью второй ст.19 Конституции Украины органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основе, в пределах полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины. Учитывая, что ни Конституцией, ни НКУ, ни другими законами Украины к полномочиям органов ГНС не отнесено право исключать суммы невозмещенного НДС из строки 24 декларации по НДС, следует признать, что действия налоговиков по исключению таких сумм из строки 24 декларации вследствие истечения срока в 1095 дней являются неправомерными1.
Array
Похожие записи
Подача в составе налогового кредита суммы НДС по налоговым накладных
10.12.2003
Налоговая накладная: услуги без НДС, сумма НДС, налог на рекламу, общая сумма за услуги
31.07.2001
Налоговые обязательства по НДС для предприятия
10.12.2003