НДС: РЕАЛИЗАЦИЯ ОТХОДОВ И ЛОМА ЧЕРНЫХ МЕТАЛЛОВ
Наше предприятие занимается закупкой и продажей отходов и лома металлов. Данная продукция реализуется как на территории Украины, так и экспортируется за границу. В связи с принятием поправок к Закону об НДС (п.11.44 ст.11), начиная с 01.01.2007 г., к операциям по поставке отходов и лома черных металлов должна применяться льгота. Но поскольку предусмотренный Законом перечень был опубликован только в феврале, наше предприятие в течение января выписывало своим покупателям (резидентам) налоговые накладные с указанием в них ставки налога в размере 20% и, соответственно, двадцатипроцентные налоговые накладные получало от своих поставщиков.Правильно ли поступало предприятие, начисляя налоговые обязательства и отражая право на налоговый кредит по «приходным» налоговым накладным? Надо ли корректировать свои налоговые обязательства и выдавать покупателям расчеты корректировки в случае, если отгруженные в январе отходы и лом черных металлов вошли в перечень, утвержденный КМУ? Как быть с экспортными поставками в январе: правомерно ли применять нулевую ставку НДС и законно ли требовать бюджетное возмещение этого налога?
Кадровий аутсорсинг

На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3

Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере

Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
В данном случае предприятие, и не только оно, в очередной раз столкнулось с нерасторопностью органов исполнительной власти. Поправки в Законе об НДС, о которых идет речь в вопросе, появились в связи с принятием Закона Украины от 30.11.2006 г. № 398-V «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам налогообложения»1. Именно этим Законом статья 11 Закона об НДС с 1 января текущего года была дополнена новым пунктом 11.44, которым устанавливается льготный порядок налогообложения операций по поставке отходов и лома черных металлов, в том числе операций по их импорту. При этом перечень таких товаров с указанием кодов согласно УКТ ВЭД должен был утвердить Кабинет Министров Украины. Изменения, внесенные в Закон об НДС, были опубликованы в газете «Урядовий кур’єр» от 16.12.2006 г. То есть у КМУ еще в прошлом году было две недели на подготовку и утверждение необходимого перечня. Это если исходить из того, что до момента опубликования Закона № 398 у Правительства были какие-то сомнения относительно подписания этого Закона Президентом. А если взять за точку отсчета дату голосования и утверждения соответствующего законопроекта в Верховной Раде Украины, то у КМУ было больше месяца до начала нового календарного отчетного года. Но Перечень отходов и лома черных металлов, операции по поставке которых, в том числе по импорту, освобождаются от обложения НДС, был утвержден только 31.01.2007 г. (постановление КМУ № 1042), а опубликован в газете «Урядовий кур’єр» еще позже — 06.02.2007 г., то есть почти через 2 месяца после того, как Верховной Радой Украины были внесены поправки в ст.11 Закона об НДС. Видимо, перечень «льготного» металлолома очень долго согласовывался…
А теперь — по сути заданных вопросов.
Поскольку на момент отгрузки отходов и лома черных металлов у поставщиков на руках не было утвержденного КМУ перечня, то они совершенно верно и (что главное!) на законных основаниях начисляли налоговые обязательства по ставке 20% и выписывали налоговые накладные своим покупателям. Ведь нужно быть провидцем, чтобы знать, продукцию с каким кодом товарной номенклатуры согласно УКТ ВЭД Кабмин признает льготной, а какую нет. Поэтому утверждать, что до даты обнародования постановления КМУ № 104 поставщик — плательщик НДС мог применять льготу, не правильно. Льгота по НДС вроде бы была, но применяться она могла только к операциям по поставке определенной продукции. А поскольку перечня такой продукции до 06.02.2007 г. не существовало, то, соответственно, применять льготный порядок налогообложения ко всем товарам, которые называются «отходами и ломом черных металлов», никто не имел права. Кроме того, о том, что постановление КМУ № 104 вступает в силу со дня его опубликования, указано в п.2 данного документа.
Что касается необходимости корректировки налоговых обязательств у поставщика и, соответственно, налогового кредита у покупателя данной продукции, то выше уже говорилось, что поставщик, начисляя налоговые обязательства по ставке 20%, действовал совершенно правильно. Он выполнял нормы Закона об НДС, согласно которым в случае поставки нельготной продукции поставщик обязан:
- начислить налоговые обязательства по первому событию (пп.7.3.1 ст.7);
- выписать покупателю в момент возникновения налоговых обязательств налоговую накладную в двух экземплярах (пп.7.2.3 ст.7).
Корректировка налоговых обязательств у поставщика и налогового кредита у покупателя предусмотрены в случае «если после поставки товаров (услуг) осуществляется какое-либо изменение суммы компенсации их стоимости, включая следующий за поставкой пересмотр цен, перерасчет в случаях возврата товаров предоставившему их лицу…» (п.4.5 ст.4 Закона об НДС). В рассматриваемом случае ничего подобного не происходит. Утверждение и опубликование перечня льготной продукции не является основанием для внесения изменений в возникшие ранее «налоговые отношения» между покупателем и поставщиком. Иначе об этом было бы указано в самом постановлении КМУ. Ведь сказано же в его п.2: «вступает в силу с даты опубликования». Значит, до этой даты поставщику и покупателю следовало применять общепринятые правила формирования налоговых обязательств и налогового кредита. Да и не совсем понятно, как в данном случае нужно было бы заполнить Расчет корректировки количественных и стоимостных показателей (приложение 2 к налоговой накладной), если эти же количественные и стоимостные показатели никак не изменились.
И, наконец, — поставка отходов или лома черных металлов на экспорт. Вышеописанная ситуация с начислением налоговых обязательств по НДС в полной мере относится и к экспортерам льготной продукции. Это значит, что до даты опубликования постановления КМУ № 104 для операций по экспорту любых отходов и лома черных металлов применение нулевой ставки на основании п.6.2 ст.6 Закона об НДС было совершенно обосновано и законно. Ведь так же, как и при поставках на таможенной территории Украины, пока не было утвержденного КМУ перечня, применение льготы было неправомерным. А раз не было льготы и осуществлялась экспортная поставка, то нужно было начислять НДС в размере 0%.
Дата возникновения налоговых обязательств при экспорте продукции ничем не отличается от даты возникновения налоговых обязательств при осуществлении операций по поставке этой же продукции на таможенной территории Украины, а следовательно, в январе экспортеру по первому событию необходимо было начислять налоговые обязательства по нулевой ставке. Правомерность применения этой ставки НДС должна подтверждается надлежащим образом оформленной грузовой таможенной декларацией (пп.6.2.1 ст.6 Закона об НДС).
Что касается сумм отраженного в январе 2007 года налогового кредита и возможного бюджетного возмещения за этот период, то экспортер не должен иметь никаких законодательных ограничений. Ни Закон, ни тем более постановление КМУ не могут регулировать данные вопросы задним числом.
Array
Похожие записи

НДС И ПОСРЕДНИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ ПО ПРОДАЖЕ ЛЕКАРСТВ
14.09.2010

Ошибки в декларации по НДС
18.03.2004

НДС: ПРАВО НА НАЛОГОВЫЙ КРЕДИТ
23.08.2006