Налоговые накладные за декабрь от поставщика получены с опозданием
Из-за продолжительных новогодних праздников налоговые накладные за декабрь от поставщика были получены только в конце января. Декларация же по налогу на добавленную стоимость за декабрь была сдана в ГНИ немного раньше, еще до того как были получены эти накладные. Как правильно эти накладные отразить в отчетности?
Кадровий аутсорсинг

На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3

Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере

Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
Аналогичная ситуация может быть связана не только с новогодними праздниками. Ведь налоговые накладные, направляемые почтой, могут по пути где-то «задержаться». А может случиться так, что накладные переданы сопровождающим груз лицом, а он заболел, и поэтому передал их покупателю позднее. Ситуации могут быть разными.
Как известно, налоговый кредит отчетного периода (месяца или квартала, в зависимости от того, как отчитывается тот или иной плательщик НДС) состоит из сумм налогов, уплаченных (начисленных) покупателем в отчетном периоде в связи с приобретением товаров (работ, услуг), стоимость которых относится к составу валовых расходов производства (обращения) и основных фондов или нематериальных активов, подлежащих амортизации (пп.7.4.1 ст.7 Закона об НДС1). Датой же возникновения права на налоговый кредит считается дата осуществления первого из событий:
— или дата списания денежных средств с банковского счета в оплату товаров (работ, услуг),
— или дата получения налоговой накладной, которая подтверждает факт приобретения товаров (работ, услуг).
На первый взгляд, установленный Законом об НДС порядок определения даты возникновения права на налоговый кредит предоставляет плательщику НДС возможность включить в свой налоговый кредит суммы налога сразу же после осуществления предоплаты продавцу, не дожидаясь поставки товаров и получения налоговой накладной. По сути, это правильно. Оплатил продавцу товары — имеешь право на увеличение валовых расходов и на налоговый кредит. Однако существует небольшое «но», за которое так любят цепляться работники органов ГНС. Это норма пп.7.4.5 ст.7 Закона об НДС, согласно которой запрещено включать в налоговый кредит любые расходы по уплате налога, которые не подтверждены налоговыми накладными, выданными продавцом товаров (работ, услуг). Ссылаясь на эту норму Закона, работники ГНИ настаивают на том, что до получения налоговой накладной предприятие не может включить суммы НДС в налоговый кредит. Но это не совсем правомерно. И вот почему. С нормой, предусмотренной пп.7.4.5 ст.7 Закона об НДС, никто и не спорит: глупо было бы без этой бумажки «подставлять» собственное предприятие, увеличивать налоговый кредит и занижать платежи в бюджет или, более того, претендовать на возмещение НДС из бюджета. Но давайте «зреть в корень», как говорил Козьма Прутков. Этот подпункт не требует обязательного наличия налоговой накладной в том налоговом периоде, в котором у предприятия-покупателя возникает право на налоговый кредит. Такая накладная может быть получена и позднее. Главное, чтобы она была выписана и правильно датирована: или датой отгрузки, или датой получения продавцом предоплаты. И то, что покупатель имеет право включить уплаченные (начисленные) суммы НДС в свой налоговый кредит до фактического получения налоговой накладной, косвенно подтверждает второй абзац упомянутого пп.7.4.5 ст.7 Закона об НДС, в котором говорится о том, что только лишь в случае, если на момент проверки плательщика налога органом ГНС (а не в периоде, в котором предприятие составляет декларацию) суммы налога, предварительно включенные в состав налогового кредита, остаются не подтвержденными указанными в этом подпункте документами (то есть налоговыми накладными или ГТД), плательщик налога несет ответственность в виде финансовых санкций, установленных законодательством, начисленных на сумму налогового кредита, не подтвержденную указанными этим подпунктом документами.
Поэтому если покупатель уверен, что в ближайшее время он получит налоговые накладные от поставщика товаров (работ, услуг) и до получения этих накладных его не будут проверять работники ГНИ, он может включать уплаченные (начисленные) суммы НДС в налоговый кредит в том периоде, в котором у него возникло это право. В случае, рассматриваемом в вопросе, этим периодом является декабрь.
Если же предприятие является осторожным налогоплательщиком, а бухгалтер перестраховался и при заполнении декларации по НДС не включил не подтвержденные налоговыми накладными суммы в налоговый кредит, — не беда. Через месяц, в периоде получения от продавца таких налоговых накладных, это смело можно сделать. В таком случае предприятие на один месяц (квартал) выступает своего рода кредитором бюджета: продавец-то начислил налоговые обязательства, а покупатель включит эти суммы в налоговый кредит только через месяц (квартал). Также при этом следует учитывать, что поскольку никакой ошибки в предыдущем отчетном периоде допущено не было, то нет и необходимости заполнять строку 16.1 декларации по НДС. В нашем случае полученные в январе налоговые накладные необходимо включить в строки 10, 11, 13 — 15 налоговой декларации за январь (I квартал), в зависимости от вида операций, в которых будут использованы приобретенные товары. На такой осторожный подход по отражению налоговых накладных в налоговой отчетности указывают и отдельные нормы подзаконных актов. В частности, п.3.4 Порядка заполнения и предоставления налоговой декларации по НДС, утвержденного приказом ГНАУ от 30.05.97 г. № 166 (с изменениями и дополнениями), предусмотрено, что данные, приведенные в декларации, должны соответствовать данным бухгалтерского учета плательщика и данным книг налогового учета. А Книга учета приобретения, в которой фиксируются фактически полученные налоговые накладные, определяет основу для возможности отнесения к налоговому кредиту сумм НДС, уплаченных (начисленных) продавцу в отчетном периоде в связи с приобретением товаров (работ, услуг). Но Порядок заполнения и предоставления налоговой декларации по НДС и Порядок ведения Книги учета приобретения товаров (работ, услуг)2 всего лишь подзаконные акты, разработанные ГНАУ. В Законе об НДС, как было указано выше, такого однозначного требования нет.
Array
Похожие записи

ПЛАТЕЛЬЩИК ЕДИНОГО НАЛОГА ОСВОБОЖДАЕТСЯ ОТ ПЛАТЫ ЗА ЗЕМЛЮ
26.08.2004

Необходимо ли плательщику единого налога по ставке 10% облагать налогом сумму возвращенной ему предоплаты за товары, которые не были получены от поставщиков?
09.04.2007

Акцизный сбор по временной ставке при изготовления вина из купажей
04.09.2002