НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ: АРЕНДА ЦЕХА
Предприятие арендует у частного предпринимателя производственные помещения под цех. В настоящее время цех простаивает, и готовая продукция не выпускается. Однако предприятие ожидает изменения ситуации для возобновления производства, поэтому не расторгает договор аренды. Как отражается арендная плата в налоговом учете в такой ситуации?
Кадровий аутсорсинг
На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3
Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере
Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
Положения нескольких национальных стандартов бухгалтерского учета — НПБУ-1, ПБУ-14, ПБУ-16 — подскажут, что расходы на аренду следует признавать в составе прочих операционных расходов в том отчетном периоде, в котором такие расходы осуществлены. Причина — в соблюдении бухгалтерских принципов. Один из них — принцип начисления и соответствия доходов и расходов, согласно которому расходы признаются в том периоде, в котором отражаются доходы. Вместе с тем, существуют ситуации, при которых этот принцип выполнить нельзя. И тогда бухгалтерский учет к таким расходам беспощаден: если расходы нельзя соотнести с доходами, они признаются расходами немедленно, в периоде их осуществления. Так проявляет себя второй бухгалтерский принцип — принцип осмотрительности, который звучит примерно так: при составлении финансовой отчетности нельзя завышать активы и занижать обязательства.
Перенесем сказанное на описанную в вопросе ситуацию.
В момент производства готовой продукции расходы на аренду цеха отражаются либо на счете 23 «Производство» (если производится один вид продукции, и расходы на аренду являются одним из видов прямых расходов), либо на счете 91 «Общепроизводственные расходы». В любом случае, пока готовая продукция не будет реализована, арендный платеж (полностью или частично) будет составляющей производственной себестоимости готовой продукции, и до момента реализации такой готовой продукции на расходы не списывается.
В случае приостановления тех или иных видов деятельности и неопределенности сроков их возобновления, становится невозможным четко соотнести арендный платеж с доходом от реализации готовой продукции, ведь она будет изготовлена в неопределенном будущем. Соответственно срабатывает принцип осмотрительности, и такие расходы следует списать в расходы немедленно — в периоде их осуществления. С порядком отражения в бухгалтерском учете вроде все понятно.
Могут возникнуть сомнения, при чем тут бухгалтерский учет, если вопрос — о налоговых последствиях интересующей бухгалтера ситуации. А связь непосредственная. Дело в том, что в одном из недавних писем от 19.08.2014 г. № 4/4/25-01-15-02-19(1) Миндоходов, анализируя проблематику признания расходов в условиях прекращения деятельности(2), во многом строит свои выводы на правилах бухгалтерского учета. Поэтому имеет смысл и нам проследит логику Миндоходов по этому письму.
Для начала приведем цитату из письма: «плательщик налога — арендатор не включает в состав расходов арендные платежи, если объект аренды не используется таким плательщиком в хозяйственной деятельности». Осторожные налогоплательщики, прочитав эту фразу, поставят крест на дальнейших рассуждениях и, взяв ее на вооружение, не станут отражать в налоговых расходах арендные платежи до тех пор, пока производство не будет запущено вновь. Но и для очень осторожных все же хочется порекомендовать не отказываться от подобного рода расходов вообще, а придержать их до лучших времен на счете 39 «Расходы будущих периодов».
Налогоплательщикам посмелее предлагаем продолжить изучение письма, ведь самое интересное только начинается. Перечислив почти все «расходные» пункты ст.138 НКУ, напомнив о налоговой классификации расходов, Миндоходов несколько раз упоминает пп.138.12.2 и п.138.5 ст.138 НКУ.А ведь согласно этим пунктам в прочие расходы включаются расходы, прямо не запрещенные НКУ, причем в составе налоговых расходов они признаются в том периоде, в котором они отражены по правилам бухгалтерского учета. При этом Миндоходов цитирует п.7 ПБУ-16, согласно которому «расходы, которые невозможно прямо связать с доходом определенного периода, отражаются в составе расходов того отчетного периода, в котором они были осуществлены». Здесь также уместно напомнить о том, как «хозяйственная деятельность» представлена в терминологии НКУ —этодеятельность, направленная на получение дохода.
А поскольку предприятие ожидает возобновление производства, и без цеха это невозможно в принципе, то арендная плата, как и прочие эксплуатационные платежи, необходимые для содержания производственных помещений, являются осуществленными в процессе хозяйственной деятельности. А значит, в соответствии с пп.138.12.2 и п.138.5 ст.138 НКУ до момента возобновления производства — это прочие расходы, которые признаются в налоговых расходах в периоде их осуществления.
Array
Похожие записи
БУХГАЛТЕР-СТАЖЕР: ЗАПИСЬ В ТРУДОВОЙ КНИЖКЕ
07.07.2014
Можно ли отнести на валовые расходы затраты по содержанию помещения магазина (коммунальные услуги, услуги связи, текущий ремонт), в котором частное предприятие осуществляет свою уставную деятельность, если собственником этого помещения является собственник частного предприятия, но это помещение не числится на балансе предприятия? Кроме того, договоры с коммунальными службами оформлены на физическое лицо — собственника помещения.
15.05.2000
ПОЛЬЗОВАНИЕ ОШИБОЧНО ЗАЧИСЛЕННЫМИ ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ
19.09.2012