Каков порядок уплаты налога на землю и арендной платы? Какие существуют ставки, льготы и санкции по налогу на землю? Относятся ли налог на землю и арендная плата на валовые расходы?
Кадровий аутсорсинг
На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3
Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере
Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
В соответствии со ст.2 Закона Украины "О плате за землю" от 03.07.92 г. № 2535-XII, с учетом изменений и дополнений, использование земли в Украине является платным. Существуют два вида платы за землю: налог на землю и арендная плата за землю.
Собственники земли и землепользователи, кроме арендаторов, уплачивают земельный налог, а за арендованные земельные участки арендаторы уплачивают арендную плату.
Земельный налог - обязательный платеж, который взимается с юридических и физических лиц за использование земельных участков. Ставка налога - это законодательно определенный годовой размер платежа за единицу площади налогооблагаемого земельного участка. Ставки определены отдельно для каждой категории земель. Категории земель определены ст.2 Земельного кодекса Украины. В Законе Украины "О плате за землю" представлены три раздела, в которых определены ставки и особенности уплаты земельного налога, а именно за:
1) земли сельскохозяйственного назначения (раздел II);
2) земли населенных пунктов (раздел III);
3) земли промышленности, транспорта, связи, обороны и прочего назначения, а также за земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения и земли лесного и водного фондов (за пределами населенных пунктов (раздел IV)).
Для сельскохозяйственных угодий, денежная оценка которых произведена, применяются ставки земельного налога, определенные ст.6 вышеуказанного Закона.
За земли населенных пунктов, для которых осуществлена денежная оценка, налог определяется в размере 1% от денежной оценки земли, если денежная оценка не производилась - устанавливаются средние ставки земельного налога (часть вторая ст.7 вышеуказанного Закона) в зависимости от численности населения.
Денежная оценка земельных участков проводится Госкомитетом Украины по земельным ресурсам по методике, определенной Кабинетом Министров Украины.
Для городов Киева, Симферополя, Севастополя, городов областного подчинения к средней ставке налога применяются повышенные коэффициенты; для курортных населенных пунктов, перечень которых утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 15.12.97 г. № 1391, применяется еще и "курортный" коэффициент.
Следует отметить, что для земельных участков населенных пунктов, для которых установлена денежная оценка, сельские, поселковые, городские советы согласно части четвертой ст.7 Закона Украины "О плате за землю" могут дифференцировать и утверждать ставки земельного налога (за исключением сельскохозяйственных угодий). Увеличивать ставки можно не больше чем в два раза от средних ставок с учетом коэффициентов, установленных частями второй и третьей этого Закона.
Заниженные ставки применяются за земельные участки, занятые жилищным фондом, кооперативными автостоянками и др., но использование земли при этом должно соответствовать целевому назначению. Если же, например, в жилом доме будет сдаваться в аренду помещение, то организация, которая имеет на балансе жилой дом, будет платить земельный налог на общих основаниях.
По повышенным ставкам взимается земельный налог за земельные участки на территориях и объектах историко-культурного, природоохранного, оздоровительного и рекреационного назначения (перечень этих земель определен ст.72 - 75 Земельного кодекса Украины), занятые производственными, культурно-бытовыми, хозяйственными строениями, которые не связаны с функциональным предназначением таких земель.
В разделе IV вышеуказанного Закона за земельные участки предусмотрены разные ставки налога в зависимости от категории земель и характера их использования (то есть по целевому назначению или нет) - от 0,02 до 50 процентов от денежной оценки единицы площади пашни по области.
Следует учесть, что если площади земельных участков, предоставленных предприятиям, учреждениям, организациям (за исключением сельскохозяйственных угодий), превышают отведенную норму, налог с таких участков взимается в пятикратном размере (часть девятая ст.7 Закона Украины "О плате за землю"). Нормой отведения является документально оформленный размер отведенного земельного участка.
Согласно ст.15 вышеуказанного Закона собственники земли и землепользователи уплачивают земельный налог со дня возникновения права собственности или права пользования земельным участком. В соответствии со ст.22-23 Земельного кодекса Украины право собственности возникает после установления землераспорядительными организациями границ земельного участка в натуре (на местности) и получения государственного акта, который подтверждает право собственности на землю.
Государственный акт выдается и регистрируется сельскими, поселковыми, городскими и районными советами. Отсутствие государственного акта не может являться основанием для неуплаты земельного налога, так как использование земли является платным.
Основанием для начисления земельного налога являются данные государственного земельного кадастра. Земельный кадастр в соответствии с п.2 Положения о порядке ведения государственного земельного кадастра, утвержденного постановлением КМУ от 12.01.93 г. № 15, с изменениями, внесенными постановлением КМУ от 30.01.97 г. № 99, включает данные регистрации права собственности, права пользования землей, учета количества и качества земель, их экономической и денежной оценки.
Размер земельного налога определяется исходя из площади земельного участка, переданного в собственность или предоставленного в пользование, ставки земельного налога и размера денежной оценки земли.
Начисление земельного налога с юридических лиц проводится самостоятельно юридическими лицами по состоянию на 1 января отчетного года по форме расчета земельного налога, утвержденной приказом ГНА Украины от 14.01.98 г. № 18 и зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 22.01.98 г. № 46/2486, которая представляется до 1 февраля текущего года государственной налоговой инспекции по местонахождению земельного участка.
Если предприятие, организация имеет земельные участки в разных районах, то по каждому такому участку составляется отдельный расчет, который предоставляется в налоговую инспекцию того района, где размещен такой земельный участок.
За земельный участок, на котором размещено строение, находящееся в собственности нескольких юридических лиц или граждан, налог на землю начисляется каждому из собственников пропорционально части его собственности на строение.
Земельный налог уплачивается юридическими лицами равными частями ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за отчетным, а товаропроизводителями сельскохозяйственной и рыбной продукции - равными частями до 15 августа и 15 ноября.
Земельный налог с физических лиц уплачивается равными частями до 15 августа и 15 ноября.
Начисление земельного налога с физических лиц проводится налоговыми органами по состоянию на 1 мая текущего года. До 15 июля текущего года гражданину выдается платежное уведомление об уплате налога.
На суммы земельного налога, не внесенные в срок юридическими и физическими лицами, начисляется пеня в размере 0,3% от суммы недоимки за каждый день просрочки.
Аренда - это основанное на договоре, срочное платное владение и пользование земельным участком, необходимым арендатору для осуществления предпринимательской и другой деятельности.
Арендная плата за земельный участок - это платеж, который арендатор вносит арендодателю за пользование земельным участком. Размер арендной платы устанавливается по согласию сторон и указывается в договоре аренды. В соответствии со ст.20 Закона Украины "Об аренде земли" от 06.10.98 г. № 161/98-XIV арендная плата устанавливается в следующих формах:
1) денежной;
2) натуральной платы (материалами, товарами, продукцией);
3) в виде отработки (выполнение работ, предоставление услуг арендодателю).
Арендная плата за земельные участки, которые находятся в государственной или коммунальной собственности, уплачивается только в денежной форме и не может быть меньше размера земельного налога, установленного Законом Украины "О плате за землю". Кроме того, арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности удерживается исключительно в денежной форме.
Арендаторы земельных участков - юридические и физические лица, которые заключили договоры на право временного пользования землей на условиях аренды с собственниками земли, уплачивают арендную плату за землю на счет собственника земли. При этом следует учесть, что уплаченные арендатором суммы платы за землю в его валовые расходы не включаются.
Земельный налог предусмотрен Законом Украины "О системе налогообложения" от 18.02.97 г. № 77/97-ВР, с изменениями и дополнениями, как обязательный платеж и в соответствии с пп.5.2.5 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" от 22.05.97 г. № 283/97-ВР относится на валовые расходы. Однако включать сумму земельного налога в состав валовых расходов можно в случае, если она рассчитана на основе данных государственного земельного кадастра.
Полученная на счет собственника земли арендная плата является его валовым доходом, в соответствии с пп.4.1.1 ст.4 и п.3.1 ст.3 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" - объектом обложения налогом на прибыль, а согласно ст.3 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" от 03.04.97 г. № 168/97-ВР, с изменениями и дополнениями, - объектом обложения налогом на добавленную стоимость.
При этом собственник земли уплачивает земельный налог на специальный бюджетный счет соответствующего местного совета.
Юридические и физические лица, которые заключили договоры на право временного пользования землей на условиях аренды с сельскими, поселковыми, городскими, районными советами, самостоятельно уплачивают арендную плату за землю на специальный бюджетный счет соответствующего совета. Такие арендаторы должны стать на учет в органы налоговой службы как плательщики арендной платы за землю.
Договоры аренды и субаренды земель государственной и коммунальной формы собственности подлежат государственной регистрации. Постановлением Кабинета Министров Украины от 25.12.98 г. № 2073 "Об утверждении Порядка государственной регистрации договоров аренды земли" определены единые условия регистрации договоров аренды и договоров субаренды земельных участков. Государственная регистрация договоров аренды и субаренды проводится исполнительным комитетом сельских, поселковых и городских советов, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций по месту нахождения земельного участка.
Для государственной регистрации договоров аренды и субаренды юридическое или физическое лицо представляет в соответствующий государственный орган земельных ресурсов документы, предусмотренные п.5 и п.6 вышеуказанного Порядка.
В договоре аренды в соответствии со ст.14 Закона Украины "Об аренде земли" от 06.10.98 г. № 161-XIV должны быть оговорены следующие условия:
1) объект аренды (место размещения и размер земельного участка);
2) срок договора аренды;
3) арендная плата (размер, индексация, формы платежа, сроки и порядок внесения изменений и пересмотра условий);
4) целевое назначение, условия использования и сохранности качества земли;
5) условия возврата земельного участка арендодателю;
6) существующие ограничения и обязательства по использованию земельного участка;
7) сторона (арендодатель или арендатор), которая несет риск случайного повреждения или уничтожения объекта аренды или его части;
8) ответственность сторон.
Отсутствие в договоре хотя бы одного из этих условий является основанием для отказа в государственной регистрации и определения договора недействительным.
Договор аренды должен быть нотариально заверен, а договор субаренды может быть нотариально заверен по желанию одной из сторон.
Факт государственной регистрации подтверждается печатью регистрирующего органа с подписью уполномоченного лица и указанием даты регистрации на всех экземплярах договора.
На суммы арендной платы за землю, не внесенной в установленный договором аренды срок, начисляется пеня в размере, предусмотренном договором аренды, но не более 0,3% от суммы недоимки за каждый день просрочки (это касается как юридических, так и физических лиц).
Льготы по налогу на землю:
Льготы по налогу на землю определены ст.12 Закона Украины "О плате за землю". Верховный Совет Автономной Республики Крым, областные, городские, поселковые, сельские советы могут устанавливать льготы по налогу на землю только за счет денежных средств, которые зачисляются на их специальные бюджетные счета. Следует учесть, что льготы по земельному налогу предоставляются непосредственно тем физическим и юридическим лицам, которым земельные участки переданы в собственность или предоставлены в пользование, площадь этих земельных участков подтверждается государственными актами, договорами на право временного пользования, выписками из земельно-кадастровой документации.
Если предприятия и организации, которые пользуются льготами по налогу на землю, имеют хозрасчетные подразделения или сдают в аренду отдельные строения или их части, то земельный налог за земельные участки, занятые этими хозрасчетными подразделениями, строениями или их частями, сданными в аренду, уплачивается по полным ставкам на общих основаниях.
В соответствии с Законом Украины "О налоговой службе в Украине" от 24.12.93 г. № 3813-XII, с изменениями и дополнениями, установлены финансовые санкции в однократном размере доначисленной суммы налога, выявленной по результатам проверки. При повторном нарушении в течение года после нарушения, установленного предыдущей проверкой, к плательщикам налога будут применяться финансовые санкции в двукратном размере.
За непредставление или несвоевременное представление органам налоговой службы расчета земельного налога к плательщикам применяются финансовые санкции в размере 10% от сумм, которые подлежат уплате, а также налагаются административные штрафы на руководителя и других должностных лиц в размере от пяти до десяти необлагаемых минимумов доходов граждан (то есть от 85 грн. до 170 грн.).
Array
Похожие записи
Учредители при создании общества с ограниченной ответственностью (далее — предприятия) взнос осуществили деньгами. Но через определенное время один из участников выходит из состава учредителей и его взнос возвращается ему офисным оборудованием. Нужно ли при этом начислять НДС?
24.04.2000
НДФЛ: ВОЗВРАТ ОШИБОЧНОЙ ПЕРЕПЛАТЫ
07.11.2013
Можно ли провести корректировку налоговых обязательств по НДС в случае возврата покупателем — неплательщиком НДС ранее проданных товаров?
13.11.2000