ЕДИНЫЙ НАЛОГ И ПЕНСИОННЫЕ ВЗНОСЫ
В статье «Единый налог и пенсионные взносы: свет в конце туннеля» (Бухгалтерия, 2005, № 24) рассматривался вопрос об уплате плательщиками единого налога страховых взносов в Пенсионный фонд. Автор указанной статьи пришел к выводу, что плательщики единого налога могут на законных основаниях не уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд. Однако Законом о Госбюджете в начале 2005 года вносились изменения, касающиеся порядка уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд. Насколько актуальны на сегодняшний день выводы, сделанные в ранее опубликованной статье?
Кадровий аутсорсинг
На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3
Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере
Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
Действительно, первоначально Законом о Госбюджете-20051 была предпринята попытка урегулировать вопрос уплаты плательщиками единого налога страховых взносов в Пенсионный фонд. Так, в п.8 ст.45 Закона о Госбюджете-2005 было сказано:«Установить, что в 2005 году… до вступления в силу закона об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности плательщики единого налога уплачивают страховые взносы на общеобязательное государственное социальное и пенсионное страхование в порядке и на условиях, определенных специальным законодательством по вопросам взимания таких взносов, с уплатой юридическими лицами единого налога в размере 50 процентов действующих ставок». Далее в законе говорилось следующее: «Установить на 2005 год фиксированный размер страховых взносов на общеобязательное государственное страхование для физических лиц — субъектов предпринимательской деятельности, избравших особый способ налогообложения (фиксированный налог, единый налог), и членов семей указанных физических лиц, которые принимают участие в осуществлении ими предпринимательской деятельности, в размере минимального страхового взноса, установленного Законом Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» …в месяц на каждое лицо».
Необходимо отметить, что данные нормы просуществовали недолго — всего с 01.01.2005 г. по 31.03.2005г.2 Но, несмотря на столь короткую жизнь, требования закона остались требованиями закона, а значит, необходимо дать им правовой анализ.
От процитированных выше положений Закона о Госбюджете-2005 создается впечатление, что их дописывали впопыхах в целях разрешения существующих споров, и поэтому они получились совершенно не пригодными для их практического применения.
Постараемся объяснить, в чем состоит юридический казус указанных норм. Для этого необходимо еще раз внимательно прочесть, что же на самом деле написано в законе: «установить, что в 2005 году... до вступления в силу закона об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности плательщики единого налога уплачивают страховые взносы на общеобязательное государственное социальное и пенсионное страхование в порядке и на условиях, определенных специальным законодательством по вопросам взимания таких взносов, с уплатой юридическими лицами единого налога в размере 50 процентов действующих ставок».
Как видим, распространяется данная норма, в основном, на юридических лиц, уплачивающих единый налог, но, при этом, ничего революционного в ней не содержится. Говорится только о необходимости уплачивать страховые взносы на общеобязательное государственное пенсионное страхование в порядке и на условиях, определенных специальным законодательством по вопросам взимания таких взносов, то есть в порядке и на условиях, определенныхЗаконом Украины от 09.07.2003 г. №1058-IV «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании». Непосредственно размер страховых взносов для плательщиков единого налога — юридических лиц Закон о Госбюджете-2005 не устанавливает, а только отсылает к Закону № 1058. Но этот закон не устанавливает размер страховых взносов для данной категории плательщиков3.
Опираясь на изложенные выше доводы, можно сделать вывод о том, что и в 2005 году юридические лица — плательщики единого налога могли на вполне законном основании не уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд. Забегая вперед, необходимо отметить, что и в 2006 году ситуация не изменилась.
Проанализируем теперь следующую норму закона, которая касается физических лиц — СПД, уплачивающих единый налог. «Установить на 2005 год фиксированный размер страховых взносов на общеобязательное государственное страхование для физических лиц — субъектов предпринимательской деятельности, избравших особый способ налогообложения (фиксированный налог, единый налог), и членов семей указанных физических лиц, которые принимают участие в осуществлении ими предпринимательской деятельности, в размере минимального страхового взноса, установленного Законом Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» …в месяц на каждое лицо».
Первый вопрос, который возникает, а не описка ли в законе? Ведь здесь говорится об общеобязательном государственном страховании, а не об общеобязательном государственном пенсионном страховании. Разница весьма существенна, ведь, к примеру, в ст.4 Закона Украины от 14.01.98 г. № 16/98-ВР «Основы законодательства Украины об общеобязательном государственном социальном страховании», перечислены пять видов страхований и список этот не исчерпывающий.
Если считать этот пассаж не опиской, то можно сделать вывод, что давний спор о том, являются ли плательщики единого налога еще и плательщиками в сфере социального страхования, был решен законодателем в пользу того, что плательщики единого налога будут платить некий фиксированный платеж в счет уплаты всех этих страховых платежей. Но это только предположение автора и развивать его вряд ли имеет смысл.
А теперь, что касается собственно размера самого платежа. В Законе написано, что физические лица — СПД, избравшие особый способ налогообложения (в том числе и единый налог), должны уплачивать страховые взносы в фиксированном размере, равном размеру минимального страхового взноса, установленного Законом № 1058.
Возникает вполне закономерный вопрос, что такое минимальный страховой взнос? Ответ на него находим в ст.1 Закона № 1058, где сказано, что «минимальный страховой взнос — сумма средств, которая определяется расчетно как произведение минимального размера заработной платы на размер страхового взноса, установленного законом на день получения заработной платы (дохода)».
Из приведенных положений следует, что закон прямо не установил некий фиксированный размер минимального страхового взноса, а только порядок расчета его величины. Исходя из нормы ст.1 Закона № 1058:
Минимальный страховой взнос = Минимальная з/п х Размер страхового взноса |
Что касается минимального размера заработной платы, то здесь вопросов не возникает — он устанавливается периодически законами и всем известен. Но что делать с другой неотъемлемой составляющей формулы, без которой рассчитать минимальный страховой взнос невозможно, а именно, с размером страхового взноса? Ведь размеры страховых взносов различны для разных категорий плательщиков, а для некоторых, в частности для физических лиц — плательщиков единого налога, этот размер вообще не был установлен, о чем говорилось более подробно в ранее опубликованной статье.
Выходит, что положения Закона о Госбюджете-2005, согласно которым физические лица — СПД, избравшие особый способ налогообложения (в том числе и единый налог), должны уплачивать страховые взносы в фиксированном размере, который равен размеру минимального страхового взноса, выполнить фактически невозможно, ввиду неопределенности размера страхового взноса, что делает невозможным определение собственно размера минимального страхового взноса4.
После приведенного анализа можно сделать вывод, что и для физических лиц — СПД — плательщиков единого налога, размер страховых взносов на 2005 год Законом о Госбюджете-2005 также не был установлен, что сделало невозможным их уплату. Еще раз оговоримся, что рассмотренные выше положения Закона о Госбюджете-2005действовали только до 31.03.2005 г. После этой даты данные нормы были отменены.
На сегодняшний день ситуация с установлением размера страхового взноса для плательщиков единого налога как юридических, так и физических лиц, не изменилась — он так и не установлен. Поэтому все выводы, сделанные в прежней публикации, справедливы и актуальны по сей день.
Array
Похожие записи
Налог на добавленную стоимость
29.02.2004
Предприятие имеет льготу по налогообложению прибыли
04.06.2003
Валовые расходы: нецелевая и целевая помощь одновременно
12.12.2001