Договоры уступки требования долга (факторинга)
Является ли перечень финансовых услуг, установленный статьей 4 Закона Украины «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг», ограничивающим право юридических лиц,
не являющихся финансовыми учреждениями, заключать договоры уступки требования долга (факторинга) согласно гражданскому законодательству Украины? Подлежат ли лицензированию операции по уступке требования долга?
Кадровий аутсорсинг
На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3
Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере
Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
Сначала определимся с понятием факторинга.
Согласно ст.47 Закона Украины от 07.12.2000 г. № 2121-III «О банках и банковской деятельности» под факторингом понимается приобретение права требования на исполнение обязательств в денежной форме за поставленные товары или предоставленные услуги с принятием на себя риска исполнения таких требований и прием платежей.
В пункте 1.10 ст.1 Закона Украины от 03.04.97 г. № 168/97-ВР «О налоге на добавленную стоимость» (далее — Закон об НДС) также дано определение этого понятия: факторинг — это операция по переуступке первым кредитором прав требования долга третьего лица второму кредитору с предварительной или последующей компенсацией стоимости такого долга первому кредитору. Однако, давая определение факторинга, Закон об НДС не любую операцию по переуступке требования долга относит к факторингу. Так, например, согласно части второй пп.3.2.5 ст.3 этого Закона операции факторинга исключаются из совокупности операций по торговле долговыми требованиями за денежные средства или ценные бумаги.
А согласно части первой того же подпункта операции, при осуществлении которых происходит переуступка права требования долга (но требования не любого долга, а долга по финансовому кредиту), не являются объектом обложения НДС.
Кроме того, Закон об НДС, согласно его преамбуле, определяет плательщиков этого налога, объекты, базу и ставки налогообложения, перечень не облагаемых налогом и освобожденных от налогообложения операций, особенности налогообложения экспортных и импортных операций, порядок учета, отчетности и внесения налога в бюджет, определяет понятие налоговой накладной. Как видим, непосредственно вопросы отнесения той или иной операции к финансовой услуге Закон об НДС не регулирует.
В данном случае следует обратиться к специальным нормам права.
Статьей 4 Закона Украины от 12.07.2001 г. № 2664-ХII «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг»5 (далее — Закон № 2664) операция факторинга отнесена к финансовым услугам, поэтому на осуществляющих ее лиц распространяются все требования, предъявляемые к финансовым учреждениям. Статьей 5 этого Закона установлено, что правом предоставления финансовых услуг обладают исключительно финансовые учреждения. К финансовым учреждениям относятся юридические лица, которые в соответствии с законом предоставляют одну или несколько финансовых услуг и внесены в соответствующий реестр в порядке, установленном законом. Юридическое лицо, не обладающее указанными признаками, а именно не внесенное в соответствующий реестр в установленном законом порядке и не предоставляющее финансовые услуги в качестве исключительного вида деятельности, не является финансовым учреждением и не имеет права предоставлять финансовые услуги. Пунктом 5 ст.1 Закона № 2664 установлено, что финансовая услуга — это операции с финансовыми активами, которые осуществляются в интересах третьих лиц за собственный счет или за счет этих лиц, а в случаях, предусмотренных законодательством, — и за счет привлеченных от других лиц финансовых активов, в целях получения прибыли или сохранения реальной стоимости финансовых активов. Что же касается финансовых активов, то согласно п.4 этой же статьи финансовые активы — это денежные средства, ценные бумаги, долговые обязательства и права требования долга, не отнесенные к ценным бумагам.
Закон № 2664, согласно его преамбуле, устанавливает общие правовые основы в сфере предоставления финансовых услуг, осуществления регулятивных и надзорных функций за деятельностью по предоставлению финансовых услуг. В п.2 ст.1 этого Закона, содержащей определение терминов, указано, что другие термины применяются в значении законов Украины по вопросам регулирования отдельных рынков финансовых услуг.
Из п.10 разъяснения ВАСУ от 12.03.99 г. № 02-5/111 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с признанием сделок недействительными» следует, что под выражением «закон» необходимо понимать не только законы, но и указы Президента Украины, постановления КМУ, иные норма тивные акты, изданные государственными органами, в том числе ведомственные, зарегистрированные в установленном порядке.
Таким образом, специальной нормой права в данном случае можно считать Инструкцию по применению Плана счетов бухгалтерского учета коммерческих банков Украины, утвержденную постановлением Правления НБУ от 21.11.97 г. № 388. Согласно этой Инструкции «факторинг — это разновидность торгово-комиссионной операции, объединяющейся с кредитованием оборотного капитала клиента. В основе факторинга лежит покупка факторской компанией (банком) счетов-фактур клиента на определенных условиях».
На основании вышеизложенного можно прийти к выводу о том, что факторинг является специальной финансовой услугой, содержащей в себе признаки уступки требования. Однако понятие «операция факторинга» по своему правовому смыслу является более узким, чем понятие «гражданско-правовая уступка требования». А поскольку Закон № 2664 к финансовой услуге относит только факторинг, а не уступку требования в целом, то уступка требования в целом не является финансовой услугой, на субъектов предоставления которой распространяются требования этого Закона. Осуществление операций по уступке требования долга регулируется данным Законом только в том случае, когда они содержат в себе признаки факторинга (покупка счетов-фактур, кредитование оборотного капитала клиента и др.).
Таким образом, заключение договоров уступки требования долга в целях получения вознаграждения не относится к финансовым услугам, при условии, что такая уступка требования не содержит признаков факторинга.
Кроме того, как было указано выше, право предоставления финансовых услуг предоставлено исключительно финансовым учреждениям. К финансовым учреждениям относятся банки, кредитные союзы, ломбарды, лизинговые компании, доверительные общества, страховые компании, учреждения накопительного пенсионного обеспечения, инвестиционные фонды и компании, а также другие юридические лица, исключительным видом деятельности которых является предоставление финансовых услуг. То есть юридическое лицо, не обладающее указанными признаками, а именно не внесенное в соответствующий реестр в порядке, установленном законом, и не предоставляющее финансовые услуги в качестве исключительного вида деятельности, не является финансовым учреждением. Такое лицо не вправе предоставлять финансовые услуги. Для того, чтобы услуга считалась финансовой, она должна обладать определенными признаками. В частности, такая услуга должна осуществляться с определенной целью, отсутствие которой влечет непризнание такой услуги финансовой. Целью совершения финансовой услуги является получение прибыли или сохранение реальной стоимости финансовых активов. При заключении договора уступки требования долга или поручительства стороны данных сделок не могут преследовать цель сохранения финансовых активов, поскольку в результате их совершения финансовые активы номинально не изменяются. Следовательно, целью заключения договоров уступки требования долга или поручительства может быть получение прибыли.
При осуществлении операции по уступке требования долга происходит приобретение новым кредитором права требовать от должника. Получение прибыли новым кредитором в данной ситуации не всегда является целью приобретения права требования долга. Такое требование может приобретаться, например, в целях проведения взаимозачетов или в целях уменьшения давления кредиторов на контрагента, и как результат — получение возможности сотрудничества с таким контрагентом и др.
Кроме того, Закон № 2664 в качестве признака, позволяющего квалифицировать определенное действие как предоставление финансовой услуги, указывает осуществление такого действия в интересах третьих лиц. При осуществлении операции по уступке требования новый кредитор действует в своих собственных интересах. Это позволяет утверждать, что уступка требования не является финансовой услугой.
Статьей 34 Закона № 2664 предусмотрено, что обязательному лицензированию подлежат услуги в области:
— страховой деятельности;
— деятельности по предоставлению услуг накопительного пенсионного обеспечения;
— предоставления финансовых кредитов за счет привлеченных средств;
— деятельности по предоставлению любых финансовых услуг, которые предусматривают прямое или опосредствованное привлечение финансовых активов от физических лиц.
Осуществление этих видов деятельности разрешается только после получения соответствующей лицензии.
Поскольку осуществление операций по уступке требования не относится к перечисленным видам деятельности, то это также подтверждает, что операции по уступке требования не относятся к финансовым услугам, а значит, и не подлежат соответствующему лицензированию.
Данный вывод подтверждается и письмом ГНАУ от 27.09.2001 г. № 12947/7/22-3317 «О предоставлении разъяснений», в котором указано, что в процессе своей деятельности налоговым органам следует обратить внимание на норму законодательства, которой определяется обязательность лицензирования деятельности финансовых учреждений: в частности, уполномоченным органом выдаются лицензии для осуществления финансовыми учреждениями «деятельности по предоставлению любых финансовых услуг, которые предусматривают прямое или посредственное привлечение финансовых активов от физических лиц». Кроме того, в своем письме от 30.08.2001 г. № 11730/7/18-11171 ГНАУ прямо приводит перечень финансовых услуг, предоставление которых требует обязательного получения соответствующей лицензии. В данном перечне уступка требования долга отсутствует.
Array
Похожие записи
Отражение в налоговом учете счетов телефонной компании
06.02.2001
Аренда легкового автомобиля и оплата валовых расходов
25.09.2002
ТРУДОУСТРОЙСТВО ИНВАЛИДОВ: ОТЧЕТ ПО ФОРМЕ № 10-ПІ
23.02.2012