АРЕНДОВАННЫЙ АВТОТРАНСПОРТ: УСЛУГИ ПО ПЕРЕВОЗКЕ ГРУЗОВ
Предприятие А, владеющее грузовым автотранспортом, но не имеющее лицензии на предоставление услуг по перевозке грузов, и предприятие Б — заказчик — имеют намерение свои отношения урегулировать не договором перевозки, а договором аренды грузового автомобиля с экипажем. Законна ли предлагаемая схема сотрудничества? Является ли обязательным для арендодателя, передающего грузовой автомобиль в аренду с экипажем, наличие лицензии на право предоставления автотранспортных услуг? Согласно ст.759 ГКУ по договору найма (аренды) наймодатель передает имущество нанимателю в пользование. Предметом договора аренды является имущество наймодателя (арендодателя). При этом в обязанности арендодателя не входит предоставление услуг.
Кадровий аутсорсинг
На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3
Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере
Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
Согласно договору аренды автомобиля арендодатель обязан передать арендатору автомобиль, принять автомобиль по истечении срока аренды, выполнить текущий или капитальный ремонт и некоторые другие обязанности, предусмотренные договором. Договором аренды автомобиля с экипажем не предусматривается обязанность арендодателя предоставлять арендатору услугу перевозки. Такая услуга должна быть оговорена отдельным договором — договором перевозки. Согласно договору перевозки груза перевозчик обязан доставить вверенный ему отправителем груз до пункта назначения и выдать его получателю (ст.909 ГКУ).
Вместе с тем согласно ст.805 ГКУ управление и эксплуатация переданного в аренду транспортного средства с экипажем осуществляются его экипажем, состоящим в трудовых отношениях с арендодателем, который несет расходы на его содержание. Это обстоятельство «сближает» отношения согласно договору аренды с отношениями по договору перевозки лишь в том смысле, что собственник постоянно контролирует порядок использования транспортного средства посредством своих работников (экипажа). Однако ни арендодатель, ни его экипаж не несут ответственности за перевозимый арендованным автотранспортом груз (недостачу, порчу, потерю в пути и др.), за несоблюдение срока его доставки, за передачу груза ненадлежащему получателю. Кроме того, арендодатель, если это не предусмотрено в договоре, не может отвечать за соответствие транспортного средства тем нормам и правилам, которые предъявляются к перевозке отдельных видов груза. Например, фермер, ошибочно полагая, что может перевезти пшеницу в грузовом автомобиле с открытым верхом, арендует именно такой автомобиль. Если зерно в пути испортится из-за дождя, ответственность перед третьими лицами за причиненные убытки полностью ложится на фермера-арендатора, поскольку в данном случае считается, что перевозку он осуществлял самостоятельно.
В соответствии со ст.235 ГКУ сделка является притворной, если совершена для сокрытия другой сделки, совершенной в действительности. Если притворная сделка будет установлена, отношения между сторонами будут регулироваться правилами о той сделке, которую стороны в действительности совершили (ст.235 ГКУ). Не исключено, что договор аренды грузового автотранспорта с экипажем будет признан судом притворным, если на самом деле стороны совершили договор перевозки. Необходимые факты могут быть установлены, например, судом в ходе разрешения дела по спору между сторонами, когда потерявшему груз арендатору выгодно будет доказывать, что между ним и арендодателем на самом деле существовали отношения перевозки, а договор аренды был оформлен лишь потому, что перевозчик не имел необходимой лицензии. В ход пойдет и тот аргумент, что аренда неоправданно краткосрочная, например срок аренды равен фактическому времени нахождения транспорта в пути, под погрузкой и разгрузкой. Установленные судом или следственными органами факты предоставления услуг перевозки субъектом хозяйствования, не имеющим для этого необходимой лицензии, вполне могут стать основанием для уголовного преследования должностных лиц перевозчика, поскольку такая деятельность наказуема согласно ст.202 УК.
Учитывая изложенное, можно сделать следующие выводы: деятельность, заключающаяся непосредственно в сдаче в наем автотранспортного средства с экипажем, не требует получения лицензии. Однако в том случае, если договорами аренды маскируются отношения перевозки, обе стороны подвергают себя определенным рискам. Фактический отправитель (предприятие Б), являющийся де-юре арендатором, рискует перевозимым товаром, а фактический перевозчик (предприятие А), являющийся де-юре арендодателем, при определенных условиях рискует быть наказанным за осуществление хозяйственной деятельности без лицензии. Ведь согласно п.33 ст.9 Закона о лицензировании1предоставление услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом общего пользования подлежит лицензированию, а Закон об автотранспорте2 называет автомобильным перевозчиком, осуществляющим свою деятельность в соответствии с лицензией, того субъекта хозяйствования, который «…предоставляет услугу согласно договору о перевозке…» (ст.33).
Array
Похожие записи
КОМАНДИРОВОЧНЫЕ РАСХОДЫ: СУТОЧНЫЕ НИЖЕ ПРЕДЕЛЬНЫХ НОРМ
24.10.2005
Деятельность в сфере игорного бизнеса субъекта предпринимательской деятельности
30.07.2002
Во время рекламной кампании предприятием приобретен мобильный телефон за 1 грн
13.12.2000