Расходы на электронные ключи
Предприятие заплатило за электронные ключи. Как их квалифицировать: как расходы периода или приобретение нематериального актива?
Кадровий аутсорсинг

На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3

Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере

Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
При приобретении электронных ключей (ЭК) формируется личный и открытый ключи предприятия. Их определения содержатся в ст.1 Закона № 852(1). Личный ключ – это «параметр криптографического алгоритма формирования электронной цифровой подписи, доступный только подписанту». А открытый ключ также представляет собой параметр криптографического алгоритма проверки электронной цифровой подписи (ЭЦП), доступный всем субъектам отношений в сфере ее использования. Кратко изложим вышесказанное на более понятном языке.
Итак, ЭК – это определенный набор символов (цифр, букв, знаков), который формируется компьютерной программой с использованием генератора случайных чисел. Эта информация помещается в файл или хранится на бумажном носителе. Личные ЭК являются секретными и хранятся только у предприятия (доступ к ним обеспечивается паролем). С помощью личного ЭК и определенного алгоритма предприятие создает ЭЦП, расшифровать которую можно открытыми ключами. Такие ЭК подтверждаются сертификатами, которые выдает центр сертификации ключей, а доступ к ним имеют все заинтересованные лица. Например, создав тот или иной отчет, предприятие подписывает его с помощью личного ЭК. Получив отчет, ГФС, Пенсионный фонд или органы статистики открытым ЭК подтверждают, что отчет подписан именно этим предприятием.
Таким образом, мы имеем дело с объектом, который не имеет материальной формы. Но является ли он активом или это потребляемая предприятием услуга? За ответом обратимся к ст.1 Закона о бухучете(2), согласно которой к активам относятся «ресурсы, контролируемые предприятием в результате прошлых событий, использование которых, как ожидается, приведет к получению экономических выгод в будущем».
ЭК, в том числе и открытые, полностью контролируются предприятием и могут быть в любой момент отозваны, а их использование позволяет создавать электронные документы. Они не потребляются одномоментно, а действуют в течение определенного периода. Это может быть год или два. ЭК могут быть идентифицированы, а значит, их место – в составе нематериальных активов (НМА), как того требует ПБУ-8(3). ЭК следует отражать на балансе предприятия по стоимости приобретения и начислять амортизацию. При изменении регистрационных данных предприятия или его должностных лиц ЭК могут быть аннулированы, а значит, следует признавать выбытие НМА.
С момента появления ЭК ведутся споры относительно порядка их учета. На практике некоторые предприятия не признают ЭК активом и сразу списывают их стоимость в состав расходов. Но даже при таком варианте затраты на приобретение ЭК, по мнению автора, следует относить к расходам будущих периодов и равномерно списывать их в течение срока действия ключей.
Не стоит сбрасывать со счетов и содержание первичных документов, оформляемых при получении ЭК. Здесь все зависит от конкретного центра сертификации. В некоторых случаях они указывают, что выдают определенное количество ключей. Но зачастую в акте выделяют две позиции: выдача сертификата открытых ключей и поставка программного продукта, с помощью которого и формируются личные ключи предприятия (по факту их создает сам центр сертификации). Такая разбивка позволяет не облагать НДС большую стоимость поставки, так как в отношении компьютерных программ действует льгота, установленная п.261 подразд.2 разд.ХХ НКУ. Согласитесь, в таком случае сложно отрицать факт приобретения НМА, которым является программный продукт. Его стоимость должна быть отнесена на субсчет 125 «Авторское право и смежные с ним права».
Что касается налогового учета, то предприятия, которые осуществляют расчет разниц по налогу на прибыль, стоимость программы должны признавать НМА и включать ее в группу 5 на основании пп.138.3.4 ст.138 НКУ. Срок начисления амортизации по ним составит 2 года. Стоимость открытых ЭК попадет в состав прочих НМА (группа 6), для которых период амортизации будет равен сроку действия ключей. Именно такую позицию занимают органы ГФС, на что указывает и ответ в Общедоступном информационно-справочном ресурсе (ЗІР), категория 102.5. Такой порядок учета ЭК вполне обоснован, даже несмотря на то, что стоимость ключей может быть незначительной и не оказывать существенного влияния на показатели финансовой или налоговой отчетности предприятия.
Array
Похожие записи

Возможен ли возврат переплаченных сумм по торговому патенту?
21.02.2000

Земельный налог для плательщика единого налога — арендодателя земельного участка
01.07.2013

Можно ли уменьшить сумму акцизного сбора, на которую оформлен налоговый вексель (при получении спирта этилового неденатурированного, предназначенного для переработки на другую подакцизную продукцию) на сумму естественной убыли?
13.11.2000