Вопросы при договорах подряда на предоставление услуг по вывозу твердых бытовых отходов на свалки города
Коммунальное автотранспортное предприятие заключило (и заключает) с предприятиями города договоры подряда на предоставление услуг по вывозу твердых бытовых отходов (ТБО) на свалки города (разрешительная документация на эти свалки отсутствует). В городе отсутствуют специально отведенные места для захоронения или переработки отходов (полигоны, мусороперерабатывающие или мусоросжигающие заводы и т.п.). По поручению исполкома горсовета предприятие осуществляет захоронение ТБО путем засыпки их шлаком (для этих целей из бюджета города выделялись денежные средства). В связи с этим предприятие заставляют уплачивать сбор за загрязнение окружающей природной среды и вносить плату за размещение отходов несмотря на то, что данное предприятие не является собственником ТБО. Возникает ряд вопросов:
1. Кто и на каком основании должен платить сбор за загрязнение окружающей природной среды?
2. Должно ли предприятие уплачивать сбор за загрязнение окружающей природной среды? Что понимают под размещением отходов? Должно ли предприятие оплачивать размещение отходов?
3. Существует ли такой вид ликвидации ТБО, как захоронение? Какой нормативный документ регламентирует порядок захоронения ТБО?
Кадровий аутсорсинг

На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3

Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере

Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
1. Основным законодательным актом, который определяет правовые, экономические и социальные основы организации охраны окружающей природной среды, является Закон Украины от 25.06.91 г. № 1264-XII «Об охране окружающей природной среды» (далее — Закон об охране природы). В перечне экономических мероприятий по обеспечению охраны окружающей природной среды, приведенном в ст.41 Закона об охране природы, предусмотрено установление нормативов и размеров сборов за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, а также на образование и размещение отходов.
В соответствии со ст.44 вышеназванного Закона сбор за загрязнение окружающей природной среды (далее — сбор) устанавливается на основании фактических объемов выбросов, лимитов на сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и на размещение отходов. При этом правила установления нормативов сбора и его взыскания определены в Порядке установления нормативов сбора за загрязнение окружающей природной среды и взыскания этого сбора, утвержденном постановлением КМУ от 01.03.99 г. № 303 (далее — Порядок).
В соответствии с п.2 Порядка, сбор взыскивается за:
— выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ (далее — выбросы) стационарными и передвижными источниками загрязнения;
— сбросы загрязняющих веществ (далее — сбросы) непосредственно в водные объекты;
— размещение отходов.
Одновременно с утверждением Порядка Кабинет Министров Украины поручил Министерству охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности, Государственной налоговой администрации по согласованию с Министерством финансов и Министерством экономики разработать и утвердить Инструкцию о порядке исчисления и уплаты сбора за загрязнение окружающей природной среды (далее — Инструкция). Инструкция была разработана и утверждена совместным приказом вышеуказанных органов власти от 19.07.99 г. № 162/379.
В соответствии с п.2.1 Инструкции «плательщиками сбора являются субъекты предпринимательской деятельности, независимо от форм собственности, включая их объединения, филиалы, отделения и другие обособленные подразделения, не имеющие статуса юридического лица, расположенные на территории другой территориальной общины; бюджетные, общественные и другие предприятия, учреждения и организации; постоянные представительства нерезидентов, которые получают доходы в Украине; граждане, осуществляющие на территории Украины и в пределах ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов».
Пункт 2.4 Инструкции обязывает органы Минэкоресурсов совместно с органами местного самоуправления или с местными государственными администрациями направлять органам ГНС перечень плательщиков сбора, которые осуществляют выбросы стационарными источниками загрязнения, сбросы и размещение отходов. При этом плательщики сбора, осуществляющие выбросы передвижными источниками загрязнения, в перечень не включаются. Необходимо отметить последний абзац этого пункта, в котором говорится о том, что отсутствие плательщика сбора в перечне не освобождает его от уплаты сбора.
Объектом исчисления сбора в соответствии с п.3.1 Инструкции являются:
«для стационарных источников загрязнения — объемы загрязняющих веществ, которые выбрасываются в атмосферный воздух или сбрасываются непосредственно в водный объект, и объемы отходов, которые размещаются в специально отведенных для этого местах либо на объектах;
для передвижных источников загрязнения — объемы фактически использованных видов горючего, в результате сжигания которых образуются загрязняющие вещества».
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод только о том, что предприятие должно уплачивать сбор за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу транспортными средствами предприятия, которые являются передвижными источниками загрязнения.
2. Для ответа на вопросы о том, является ли предприятие плательщиком сбора в связи с тем, что оно осуществляет размещение отходов, что означает термин «размещение отходов» и должно ли данное предприятие вносить плату за размещение отходов, обратимся к Закону Украины от 05.03.98 г. № 187/98-ВР «Об отходах» (далее — Закон об отходах), а также к другим нормативным актам, изданным во исполнение данного Закона.
Рассмотрим нормы Закона об отходах и изданных на его основе нормативно-правовых актов, определяющие термины, а также регламентирующие порядок обращения с отходами.
Статья 1 Закона об отходах дает следующие определения нижеприведенных терминов:
отходы — любые вещества, материалы и предметы, которые образуются в процессе человеческой деятельности и не используются в дальнейшем по месту образования или выявления и от которых их владелец должен избавиться путем утилизации либо удаления;
производитель отходов — физическое или юридическое лицо, деятельность которого приводит к образованию отходов;
обращение с отходами — действия, направленные на предотвращение образования отходов, их сбор, перевозку, хранение, обработку, утилизацию, удаление, обезвреживание и захоронение, включая контроль за этими операциями и надзор за местами удаления;
сбор отходов — деятельность, связанная с изъятием, накоплением и размещением отходов в специально отведенных местах либо объектах, включая сортировку отходов в целях дальнейшей утилизации или удаления;
удаление отходов — осуществление операций с отходами, которые не приводят к их утилизации;
специально отведенные места или объекты — места или объекты (места размещения отходов, хранилища, полигоны, комплексы, сооружения, участки недр и т.п.), на использование которых получено разрешение специально уполномоченных органов на удаление отходов или осуществление других операций с отходами;
перевозка отходов — транспортировка отходов от мест их образования или хранения до мест либо объектов обработки, утилизации или удаления.
Как видим, все работы с отходами строго регламентированы Законом. При этом свободное толкование терминов не допускается.
Постановлением КМУ от 03.08.98 г. № 1218 утвержден Порядок разработки, утверждения и пересмотра лимитов на образование и размещение отходов (далее — Порядок о лимитах). В п.2 Порядка о лимитах приведено определение термина «размещение отходов».
Пункт 2 Порядка о лимитах
размещение отходов — это хранение и захоронение отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах.
Следует отметить, что пунктом 8 Порядка о лимитах предусмотрено, что собственники бытовых отходов, имеющие договоры на размещение отходов с предприятиями коммунального хозяйства, освобождаются от получения лимитов на образование и размещение отходов и, следовательно, освобождаются от уплаты сбора и оплаты размещения отходов. В этом случае плата за размещение отходов и сбор взимаются с коммунального предприятия.
Регулирование отношений между потребителями и исполнителями услуг по сбору и вывозу ТБО осуществляется в соответствии с Правилами предоставления услуг по сбору и вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденными приказом Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики Украины от 21.03.2000 г. № 54 (далее — Правила). Пунктом 7 Правил предусмотрено, что услуги по сбору и вывозу ТБО предоставляются потребителю по обусловленной в договоре системе. При этом система сбора и вывоза твердых бытовых отходов включает следующие операции:
— сбор и временное хранение ТБО на территории потребителя до прибытия мусоровоза;
— загрузка ТБО в мусоровоз и уборка засоренной во время загрузки территории;
— вывоз ТБО на полигон или мусороперерабатывающий (мусоросжигающий) завод.
Предметом договоров подряда, заключенных между предприятием (далее — Подрядчик) и другими предприятиями города (далее — Заказчик), является предоставление Подрядчиком услуг по вывозу бытовых отходов с территории, указанной Заказчиком.
В то же время предоставление Подрядчиком услуг по вывозу ТБО не может быть осуществлено в соответствии с требованиями законодательства, так как в вопросе сказано о том, что в городе отсутствуют специально отведенные места для захоронения или переработки отходов (полигоны, мусороперерабатывающие или мусоросжигающие заводы и т.п.).
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что предприятие не осуществляет размещение отходов и, следовательно, не является плательщиком сбора, а также не должно вносить плату за размещение отходов.
3. Ответ на третий вопрос содержится в нормах Закона об отходах, который определяет понятие захоронение отходов как окончательное размещение отходов при их удалении в специально отведенных местах или на объектах таким образом, чтобы долгосрочное вредное воздействие отходов на окружающую природную среду и здоровье человека не превышало установленных нормативов.
Array
Похожие записи

Начисление пособия по временной нетрудоспособности
04.06.2003

Соглашение о финансовом лизинге и использование ввезенных транспортных средств в Украину
30.01.2001

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГСМ СВЕРХ УТВЕРЖДЕННЫХ НОРМ
21.11.2007