В связи с переплатой НДС в бюджет предприятие подало в ГНИ заявление о возврате переплаты на расчетный счет
В связи с переплатой НДС в бюджет предприятие подало в ГНИ заявление о возврате переплаты на расчетный счет.
Кадровий аутсорсинг
На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3
Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере
Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
В какой срок должна быть возвращена эта переплата? Выплачивается ли пеня и в каких размерах, если переплата не возвращена в срок?
Порядок определения сумм налога на добавленную стоимость, подлежащих возмещению из бюджета, и начисления процентов за несвоевременное их возмещение налогоплательщику регламентирует п.7.7 ст.7 Закона Украины от 03.04.97 г. № 168/97-ВР «О налоге на добавленную стоимость» (далее — Закон об НДС). Но правомерным ли будет применение этого пункта к излишне уплаченным суммам НДС в бюджет? И можно ли считать такую переплату бюджетной задолженностью?
Согласно пп.7.7.1 ст.7 Закона об НДС суммы налога, подлежащие возмещению из бюджета, определяются как разность между общей суммой налоговых обязательств, возникших в связи с какой-либо продажей товаров (работ, услуг) в течение отчетного периода, и суммой налогового кредита отчетного периода. Как видим, в приведенном подпункте о переплате ничего прямо не сказано. Ничего не говорится о переплате и в Указе Президента Украины от 07.08.98 г. № 857/98 «О некоторых изменениях в налогообложении». В Указе применяется термин «бюджетное возмещение», который соответствует «законному возмещению», упомянутому в пп.7.7.1 ст.7 Закона об НДС.
По мнению автора, анализ ст.7 Закона об НДС позволяет утверждать, что данная статья регламентирует в том числе и порядок возврата излишне уплаченных сумм НДС. Так, согласно абзацу пятому пп.7.7.3 этой статьи «суммы, не возмещенные плательщику налога в течение определенного в этом пункте срока, считаются бюджетной задолженностью. На сумму бюджетной задолженности начисляются проценты в размере 120 процентов учетной ставки Национального банка Украины, установленной на момент ее возникновения, в течение срока ее действия, включая день погашения. Плательщик налога имеет право в любой момент после возникновения бюджетной задолженности обратиться в суд с иском о взыскании денежных средств бюджета и привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в несвоевременном возмещении излишне уплаченных налогов». То есть между определениями «излишне уплаченных налогов» и «бюджетной задолженностью» проведена параллель и они применяются в качестве синонимов. Учитывая вышеизложенное, по мнению автора, бюджетная задолженность включает в себя:
— отрицательную разность между общей суммой налоговых обязательств, возникших в связи с какой-либо продажей товаров (работ, услуг) в течение отчетного периода, и суммой налогового кредита отчетного периода;
— излишне перечисленную сумму налога в бюджет.
Рассмотрим только ту часть бюджетной задолженности, которая образовалась в результате излишне перечисленных сумм НДС в бюджет.
Одним из принципиальных моментов при возврате излишне уплаченных сумм налогов является определение периода, в течение которого налогоплательщик может потребовать возврата переплаты. Пунктом 15.3 ст.15 Закона Украины от 21.12.2000 г. № 2181-III «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» (далее — Закон № 2181) установлены предельные сроки для подачи заявлений на возврат излишне уплаченных либо невозмещенных налогов и сборов (как видим, снова проведена параллель между бюджетным возмещением и возвратом излишне уплаченных сумм). Согласно пп.15.3.1 ст.15 этого Закона «заявления на возврат излишне уплаченных налогов, сборов (обязательных платежей) либо на их возмещение в случаях, предусмотренных налоговыми законами, могут быть поданы не позднее 1095 дня, следующего за днем осуществления такой переплаты или получения права на такое возмещение». К сожалению, этот подпункт не дает ответа на вопрос: в какой срок переплата (но не возмещение!) должна быть возвращена. До вступления в силу Закона № 2181 срок возврата был точно определен в Инструкции об особенностях применения Декрета Кабинета Министров Украины от 21.01.93 г.
№ 8-93 «О взыскании не внесенных в срок налогов и неналоговых платежей», утвержденной приказом Минфина Украины от 02.11.93 г. № 84. Согласно абзацу второму п.39 этой Инструкции излишне внесенные в бюджет суммы налогов вследствие неправильного исчисления или с нарушением установленного порядка взимания зачислялись в счет предстоящих платежей либо возвращались налогоплательщику в 5-дневный срок со дня получения от него письменного заявления. Теперь эта норма отменена. Но поскольку возможность подачи заявления о возврате излишне уплаченных налогов и сборов предусмотрена Законом № 2181, то в рассматриваемой ситуации нужно обратиться с заявлением в налоговую инспекцию с требованием о возврате излишне уплаченной суммы НДС. Если возврата не последует, то необходимо обратиться с иском в хозяйственный суд, руководствуясь пп.7.7.3 ст.7 Закона об НДС, предоставившим право налогоплательщику на обращение в суд в любой момент после возникновения бюджетной задолженности.
Остается только выяснить, когда же возникает бюджетная задолженность, образовавшаяся в результате переплаты в бюджет НДС? Это важно для определения срока, по истечении которого предприятие может подать иск в суд, а также для определения даты, с которой начисляется пеня. Ведь как было указано выше, предприятию положена также выплата сумм пени согласно тому же пп.7.7.3 ст.7 Закона о НДС. Для этого обратимся к Закону Украины «О системе налогообложения» в редакции Закона от 18.02.97 г. № 77/97-ВР. Согласно ст.9 этого Закона на налогоплательщика возложена обязанность по уплате только надлежащих сумм налогов, то есть сумм налогов, которые он обязан уплатить исходя из действующих на момент уплаты норм (ставок), но не более того. Исходя из этого, уплата налогоплательщиком сумм налогов сверх нормы (сверх надлежащей суммы) является нарушением права последнего не уплачивать налогов больше, чем требуется в соответствии с законом. Таким образом, узнав о нарушении своего права не уплачивать налогов больше, чем требуется в соответствии с законом, налогоплательщик имеет все законные основания считать переплаченную сумму бюджетной задолженностью и обратиться в хозяйственный суд.
Таким образом, со дня осуществления переплаты в бюджет предприятие имеет право:
— обратиться с заявлением в налоговую инспекцию о возврате излишне уплаченной суммы НДС;
— потребовать начисления процентов в размере 120% от учетной ставки Национального банка Украины, установленной на момент возникновения задолженности, в течение срока ее действия, включая день погашения;
— обратиться с иском в хозяйственный суд.
Array
Похожие записи
НДС: ПОЛУЧЕНИЕ ПРОЦЕНТОВ ПО ДЕПОЗИТУ
28.12.2011
Льготный порядок обложения НДС на учебники
17.01.2004
НДС: ПОГАШЕНИЕ НЕДОИМКИ ОТРИЦАТЕЛЬНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ НАЛОГА
14.02.2010