Условия перехода на фиксированный сельскохозяйственный налог
Предприятие создано в конце 2000 года. Основной вид деятельности - выращивание домашней птицы. В 2001 году приобретаются имущественные объекты, производится монтаж оборудования. Первую партию продукции планируется реализовать осенью 2001 года. Каковы условия перехода на фиксированный сельскохозяйственный налог? Можно ли осуществить переход в этом году или только с начала 2002 года?
Кадровий аутсорсинг
На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3
Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере
Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
Для ответа на вопрос прежде всего необходимо выяснить, может ли данное предприятие являться плательщиком фиксированного сельскохозяйственного налога.
В соответствии со ст.2 Закона Украины от 17.12.98 г. № 320-XIV "О фиксированном сельскохозяйственном налоге" (далее - Закон) плательщиками фиксированного сельскохозяйственного налога являются сельскохозяйственные предприятия различных организационно-правовых форм, предусмотренных законами Украины, крестьянские и другие хозяйства, занимающиеся производством (выращиванием), переработкой и сбытом сельскохозяйственной продукции, у которых сумма, полученная от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства и продуктов ее переработки за предыдущий отчетный (налоговый) год, превышает 50 процентов общей суммы валового дохода предприятия. При этом объектом налогообложения согласно ст.3 Закона является площадь сельскохозяйственных угодий.
На первый взгляд все достаточно просто. Но несмотря на кажущуюся простоту существует проблема. Заключается она в следующем.
Во-первых, в соответствии с Государственным классификатором видов экономической деятельности ДК 009-96 сельскохозяйственными предприятиями могут быть не только те предприятия, которые занимаются растениеводством, овощеводством или выращиванием фруктов, но и предприятия, которые занимаются животноводством. Животноводство согласно ДК 009-96 включает в себя, в частности, и разведение птицы (код 01.24).
Во-вторых, в соответствии с Государственным классификатором продукции и услуг ДК 016-97, к сельскохозяйственной продукции относят не только продукцию растениеводства или овощеводства, но и продукцию животноводства, в том числе и продукцию птицеводства (код 01.24).
Таким образом, согласно Закону получается, что если сельскохозяйственное предприятие занимается птицеводством и при этом не имеет сельскохозяйственных угодий, то такое предприятие, формально являясь плательщиком фиксированного сельскохозяйственного налога (ст.2 Закона), не будет иметь объекта для налогообложения (ст.3 Закона)!
Такое положение попытались исправить в Положении о порядке взыскания и учета фиксированного сельскохозяйственного налога, утвержденном постановлением КМУ от 23.04.99 г. № 658 (далее - Положение). Так, в п.1 Положения определено, что плательщиками фиксированного сельскохозяйственного налога в соответствии со ст.2 Закона являются сельскохозяйственные предприятия при наличии сельскохозяйственных угодий (пашни, сенокосов, пастбищ и многолетних насаждений), для которых ставки фиксированного сельскохозяйственного налога предусмотрены ст.3 и 4 Закона.
В результате получилось, что Положение, являясь подзаконным актом, изданным во исполнение требований части третьей ст.9 Закона, противоречит Закону, поскольку для признания предприятия плательщиком фиксированного сельскохозяйственного налога вводит дополнительное условие, которое в Законе отсутствует.
Таким образом получается, что согласно Закону предприятие считается плательщиком фиксированного сельскохозяйственного налога независимо от наличия или отсутствия сельскохозяйственных угодий, а согласно Положению - только при наличии сельскохозяйственных угодий, при этом размер этих угодий не регламентируется.
Следовательно, если у предприятия имеются сельскохозяйственные угодья, то оно может быть плательщиком фиксированного сельскохозяйственного налога как по Закону, так и в соответствии с Положением. Если же таких угодий нет, то в случае возникновения проблем такое предприятие может либо подать иск в арбитражный суд, либо постараться приобрести (взять в аренду) требуемые сельскохозяйственные угодья.
В случае аренды сельскохозяйственных угодий необходимо помнить, что в соответствии с п.9 Положения если арендодателем будет плательщик фиксированного сельскохозяйственного налога, то арендованные сельскохозяйственные угодья не могут быть включены в расчет уплаты фиксированного сельскохозяйственного налога арендатора.
Что касается момента перехода на уплату фиксированного сельскохозяйственного налога, то такое право у предприятия возникнет только в 2002 году. Это следует из положений ст.2 Закона, в соответствии с которой для признания предприятия плательщиком необходимо, в том числе, чтобы сумма, полученная от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства и продуктов ее переработки за предыдущий отчетный (налоговый) год, превышала 50 процентов общей суммы валового дохода предприятия. Поскольку у вновь созданного предприятия нет ни предыдущего отчетного (налогового) года, ни соответствующего валового дохода, то такое предприятие не может стать в 2001 году плательщиком фиксированного сельскохозяйственного налога.
Здесь необходимо отметить, что валовой доход предприятия рассчитывается в соответствии с п.2 Положения, а не согласно Закону Украины "О налогообложении прибыли предприятий".
В доход от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства включаются:
- стоимость реализованной продукции растениеводства и животноводства собственного производства;
- стоимость реализованной сельскохозяйственной продукции, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства на собственных перерабатывающих предприятиях;
- стоимость реализованной продукции, произведенной из собственного сырья на давальческих условиях, независимо от территориального размещения перерабатывающего предприятия;
- стоимость предоставленных услуг (услуги машинно-тракторного парка, строительных и ремонтных бригад, другие услуги), связанных с сельскохозяйственным производством.
В случае если по итогам 2001 года доход от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства превысит 50% валового дохода, у предприятия возникнет право на уплату в 2002 году фиксированного сельскохозяйственного налога.
Array
Похожие записи
Факты двойного налогообложения
20.05.2002
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ — НЕРЕЗИДЕНТОВ: ДОХОДЫ ОТ АРЕНДЫ НЕДВИЖИМОСТИ
23.12.2005
Налоговый кредит на недоамортизированную сумму основных средств
23.03.2004