Уплата налогов на прибыль от всех видов деятельности управлением железной дороги
Управления железной дороги в течение длительного периода ведут спор с налоговыми инспекциями о возможности перехода управлений и всех их структурных подразделений на централизованную уплату налога на прибыль от всех видов деятельности: основной (эксплуатационной) и подсобно-вспомогательной (внереализационной). Районные налоговые инспекции на основании писем ГНАУ требуют самостоятельной уплаты налога на прибыль структурными подразделениями от подсобно-вспомогательной деятельности. Правомерна ли такая позиция органов налоговой службы? Соответствует ли она нормам Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий»?
Кадровий аутсорсинг
На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3
Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере
Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
Следует отметить, что заданный вопрос является «наболевшим» для предприятий железнодорожного транспорта. Большую трудность при подготовке отчетности управлениями и структурными подразделениями «Укрзалізниці» вызывает разделение доходов от основной и вспомогательной деятельности в целях уплаты налога на прибыль. Проиллюстрируем спорные моменты, возникающие с органами ГНС, на простых примерах.
Пример 1. Деятельность вагона-ресторана должна относиться к основной деятельности железной дороги, поскольку она неотъемлемо связана с предоставлением качественных услуг пассажирам в пути. Во-первых, без подобных услуг количество пассажиров, желающих воспользоваться железнодорожным транспортом, может значительно сократиться, во-вторых, предоставление такого рода услуг влияет на здоровье и самочувствие пассажиров. Однако местные ГНИ категорически отказываются признать услуги вагона-ресторана частью основной деятельности железной дороги, мотивируя свою позицию тем, что услуги общепита имеют вспомогательный характер относительно перевозок. Однако если так подходить, то и покупку электроэнергии или топочного мазута для электровоза (тепловоза) тоже нельзя относить к основной деятельности, так как это деятельность по закупке энергоносителей, а не по осуществлению перевозки.
Пример 2. Структурные подразделения железной дороги не могут точно разделить в декларации о прибыли все затраты на ремонт автомобиля руководителя структурного подразделения, специального автомобиля-погрузчика и ремонт вагона, а также доходы, полученные от их эксплуатации. Местные ГНИ (по большому счету, сами не зная как) требуют делить подобные расходы и доходы между «основной» декларацией о прибыли, представляемой в Управление железной дороги, и «вспомогательной» декларацией, представляемой в местную ГНИ.
Пример 3. Местные ГНИ требуют выделять и указывать отдельно предоставление платных услуг по обслуживанию пассажиров на вокзалах и станциях железной дороги (камеры хранения, медпункты, залы ожидания, места общественного пользования) как вспомогательную деятельность. Однако без подобных услуг, обеспечивающих основную деятельность по перевозке пассажиров, невозможно исполнять требования законодательства о транспорте в Украине.
В результате указанных проблем управления железной дороги и их структурные подразделения вынуждены многократно представлять уточненные декларации о прибыли в местные ГНИ только из-за уточнения перераспределенных показателей хозяйственной деятельности между этими двумя декларациями («основной» и «вспомогательной»)1. Причиной таких уточнений является отсутствие четких критериев разграничения ХОЗЯЙСТВЕННОЙ деятельности на основную и вспомогательную. Однако при детальном анализе норм Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий», в редакции Закона от 22.05.97 г. № 283/97-ВР (далее – Закон о прибыли), на самом деле такое разделение вообще не требуется, и управления железной дороги должны уплачивать налог на прибыль от всех видов деятельности (основной и вспомогательной): как своей, так и структурных подразделений — на основании следующих ДВУХ ОБОСНОВАНИЙ.
ПЕРВОЕ ОБОСНОВАНИЕ. В соответствии с п.2.2 ст.2 Закона о прибыли плательщиками налога на прибыль, полученную от хозяйственной деятельности железнодорожного транспорта, являются только управления железной дороги. Перечень работ и услуг, которые относятся к хозяйственной деятельности железнодорожного транспорта, утверждается КМУ.
Подпунктом 2.2.1 ст.2 Закона о прибыли установлено, что доходы железных дорог, полученные от хозяйственной деятельности железнодорожного транспорта, определяются в пределах доходных поступлений, перераспределенных между железными дорогами в порядке, утверждаемом КМУ2. Следующим подпунктом (пп.2.2.2) этой статьи установлено, что плательщиками налога на прибыль, полученную не от хозяйственной деятельности железнодорожного транспорта, являются предприятия железнодорожного транспорта и их структурные подразделения.
Как видим, основным критерием для определения плательщиков налога на прибыль является понятие хозяйственная деятельность. В соответствии с п.1.32 ст.1 Закона о прибыли хозяйственная деятельность – это любая деятельность лица, направленная на получение дохода в денежной, материальной или нематериальной формах, в случае если непосредственное участие такого лица в организации такой деятельности является регулярным, постоянным и существенным. Под непосредственным участием следует понимать указанную деятельность лица через филиалы и другие структурные подразделения. Понятно, что хозяйственная деятельность – это то, что приносит доходы предприятию, в том числе через его структурные подразделения. А управления железных дорог (отдельные юридические лица) фактически и получают доходы через свои структурные подразделения.
Кроме того, определение понятия лицо в Законе о прибыли отсутствует. Но оно содержится в Законе Украины от 03.04.97 г. № 168/97-ВР «О налоге на добавленную стоимость». Согласно его п.1.2 ст.1 ЛИЦАМИ, в частности, являются субъекты предпринимательской деятельности, а также другие юридические лица, не являющиеся субъектами предпринимательской деятельности. В соответствии с нормами Гражданского кодекса, законов Украины «О предприятиях в Украине» и «О предпринимательстве» филиалы или структурные подразделения предприятий не имеют статуса юридических лиц и не являются отдельными субъектами предпринимательской деятельности.
Таким образом, можно констатировать, что пп.2.2.2 ст.2 Закона о прибыли, с учетом норм п.1.32 ст.1 этого Закона и п.1.2 ст.1 Закона об НДС, установлено, что управления железной дороги и их структурные подразделения могут быть самостоятельными (отдельно от «Укрзалізниці)» плательщиками налога на прибыль только от деятельности, не приносящей доходы.
КМУ постановлением от 16.02.98 г. № 173 утвердил перечень работ и услуг, относящихся НЕ К ХОЗЯЙСТВЕННОЙ деятельности, а Перечень работ (услуг), относящихся к ОСНОВНОЙ деятельности железнодорожного транспорта, и Порядок распределения доходных поступлений от ОСНОВНОЙ деятельности. В первом примечании к Перечню работ (услуг), относящихся к ОСНОВНОЙ деятельности железнодорожного транспорта, дано определение ОСНОВНОЙ деятельности железнодорожного транспорта как деятельности, которая является составной частью общей хозяйственной деятельности и означает деятельность всех взаимосвязанных предприятий и структурных подразделений. То есть понятие основная деятельность намного уже понятия хозяйственная деятельность.
Указанное постановление КМУ, целью принятия которого было установление единой методики распределения доходов, полученных за весь путь следования подвижного состава, между шестью управлениями железной дороги, никоим образом не противоречит нормам:
— пункта 2.2 ст.2 Закона о прибыли, которым четко определено, что плательщиками налога на прибыль от всей ХОЗЯЙСТВЕННОЙ деятельности являются только управления железной дороги, а не их структурные подразделения;
— подпункта 2.2.2 ст.2 Закона о прибыли, в соответствии с нормами которого структурные подразделения могут быть отдельными плательщиками налога на прибыль только от деятельности, которая НЕ является ХОЗЯЙСТВЕННОЙ, то есть от той, которая в соответствии с п.1.32 ст.1 Закона о прибыли не приносит доходов.
ВТОРОЕ ОБОСНОВАНИЕ. Как было указано выше, пп.2.2.2 ст.2 Закона о прибыли установлено, что плательщиками налога на прибыль, полученную НЕ ОТ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ деятельности железнодорожного транспорта, являются ПРЕДПРИЯТИЯ железнодорожного транспорта и ИХ СТРУКТУРНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ.
Обратите внимание на то, что в Законе о прибыли речь идет не о структурных подразделениях управлений железной дороги, а о структурных подразделениях ПРЕДПРИЯТИЙ железнодорожного транспорта. Это отличие имеет принципиальное значение. Напомним, что согласно ст.1 Закона Украины от 27.03.91 г. № 887-ХІІ «О предприятиях в Украине» предприятие — это самостоятельный хозяйствующий уставный субъект, который имеет права юридического лица и осуществляет производственную, научно-исследовательскую и коммерческую деятельность в целях получения соответствующей прибыли (дохода). Поэтому если управления железной дороги не имеют в своем составе предприятий железнодорожного транспорта со статусом юридического лица, то, соответственно, у последних не может быть и структурных подразделений, а значит, единым плательщиком налога на прибыль как от основной (эксплуатационной), так и от подсобно-вспомогательной (внереализационной) деятельности являются исключительно управления железной дороги. Структурные подразделения управлений не должны быть самостоятельными плательщиками налога на прибыль, так как не имеют статуса железнодорожного предприятия или его структурного подразделения.
С учетом всего изложенного выше управления железной дороги и их структурные подразделения могут самостоятельно принять решение о переходе на централизованную уплату налога на прибыль от всех видов деятельности. При этом никакого заявления и согласия ГНАУ на уплату консолидированного налога на прибыль за полгода до начала следующего года соответственно подавать и получать не надо, так как речь не идет о переходе на консолидированную уплату налога, для которой предусмотрен отдельный порядок3.
Array
Похожие записи
ФИКСИРОВАННЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ НАЛОГ: СТРАХОВЫЕ
21.11.2007
Не происходит ли двойное налогообложение при оплате дивидентов и чистой прибыли ?
20.12.2000
ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ ЗА АВТОМОБИЛИ СКОРОЙ ПОМОЩИ
05.10.2009