ТРАНСПОРТНОЕ ЭКСПЕДИРОВАНИЕ
Предприятие занимается транспортным экспедированием. Что целесообразнее заключать: договор поручения или договор транспортного экспедирования? Может ли экспедитор по договору экспедирования включать все сопутствующие расходы в комплексную ставку? Как должен действовать экспедитор: расшифровывать, что именно входит в такую комплексную ставку, или предоставлять отчет поверенного и «перевыставлять» заказчику счета и налоговые накладные?
Кадровий аутсорсинг
На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3
Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере
Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
Для лучшего понимания правовой природы договора экспедирования и последствий его заключения проанализируем сначала разницу между договорами транспортного экспедирования и поручения.
В соответствии со ст.929 ГКУ по договору транспортного экспедирования одна сторона (экспедитор) обязуется за плату и за счет другой стороны (клиента) выполнить или организовать выполнение определенных договором услуг, связанных с перевозкой груза. Договором транспортного экспедирования может быть установлена обязанность экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранному экспедитором или клиентом, заключить от своего имени или от имени клиента договор перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязательства, связанные с перевозкой. Договор транспортного экспедирования является вспомогательным договором, связанным с предоставлением транспортных услуг, и предназначен для того, чтобы освободить отправителя и получателя от выполнения несвойственных им операций по организации и сопровождению грузоперевозного процесса, возложив обязанность такого исполнения на экспедитора за определенную оплату.
В то же время ст.1000 ГКУ предусматривает, что по договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Сделка, совершенная поверенным, создает, изменяет, прекращает гражданские права и обязанности доверителя.
Как видим, оба договора по своей сути относятся к договорам о предоставлении услуг. Однако между ними существует и ряд отличий:
- по договору транспортного экспедирования экспедитор может действовать как от своего имени, так и от имени клиента, а по договору поручения поверенный действует только от имени доверителя. Хотя в обоих случаях действия совершаются за счет клиента или доверителя;
- содержанием договора транспортного экспедирования является осуществление как юридических, так и фактических действий с имуществом клиента, то есть результатом договора является материальный результат, который выражается в перемещении имущества от отправителя к получателю. Содержанием договора поручения является осуществление поверенным только юридических действий;
- договор транспортного экспедирования является специальным видом договора, необходимость в заключении которого возникает при выполнении всего комплекса мер, связанных с перевозкой груза. Он может содержать признаки нескольких видов договоров: перевозки, поручения, комиссии, подряда, хранения и т.п. Договор поручения при перевозке груза может быть одним из элементов, содержащихся в договоре транспортного экспедирования, то есть является слишком узким по своему содержанию, чтобы предоставить возможность поверенному выполнить все необходимые действия, связанные с поручением доверителя.
Таким образом, при перевозке груза целесообразнее заключать договор транспортного экспедирования, поскольку в ходе предоставления услуг у экспедитора может возникнуть необходимость совершить действие в интересах клиента, не предусмотренное правовой природой договора поручения.
Согласно ст.931 ГКУ размер платы экспедитору устанавливается договором транспортного экспедирования, если иное не установлено законом. Если размер платы не установлен, клиент должен выплатить экспедитору разумную плату. Оплата услуг экспедитора может также осуществляться в соответствии со ставками и тарифами за выполнение определенных операций, установленных экспедитором.
Плату экспедитору за предоставление услуг следует отличать от возмещения расходов, понесенных экспедитором в связи с выполнением договора. К таким расходам могут относиться: перевозная плата, плата за погрузку и выгрузку товара, уплата пошлины, оплата за хранение груза, оплата услуг привлеченных лиц и т.п. Однако довольно часто экспедитор просто не в состоянии заранее предусмотреть такие расходы или же не знает их точный размер. Поэтому он не может включить все сопутствующие расходы в комплексную ставку. Для того, чтобы экспедитору были возмещены расходы, понесенные им в связи с осуществлением своей деятельности, он должен предоставить заказчику (клиенту) соответствующие подтверждающие документы о том, что такие расходы действительно были осуществлены экспедитором. Такими документами как раз и являются отчеты привлеченных лиц, счета и налоговые накладные. Сопутствующие расходы не должны включаться в комплексную ставку, поскольку они осуществляются за счет клиента.
Array
Похожие записи
Время и нормативные документы подачи на возмещение командировочных расходов
04.09.2002
ОФОРМЛЕНИЕ ДОВЕРЕННОСТИ НА ЛИЦО, НЕ ЯВЛЯЮЩЕЕСЯ РАБОТНИКОМ ПРЕДПРИЯТИЯ
28.12.2011
ХИЩЕНИЕ ТОВАРА ПРИ ТРАНСПОРТИРОВКЕ
04.10.2006