Соглашение о финансовом лизинге и использование ввезенных транспортных средств в Украину
Украинское предприятие на основании соглашения о финансовом лизинге со шведской фирмой использует в Украине ввезенные транспортные средства.
Необходимо ли уплачивать налог на репатриацию на сумму уплачиваемых шведской фирме лизинговых платежей? Если да, то на какую из составных частей этих платежей? Будут ли применяться штрафные санкции в случае неуплаты этого налога?
Кадровий аутсорсинг

На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3

Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере

Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
В соответствии с п.13.1, 13.2 ст.13 Закона Украины от 22.05.97 г. № 283/97-ВР "О налогообложении прибыли предприятий" (далее - Закон) резидент, осуществляющий в пользу нерезидента-лизингодателя уплату начисленной лизинговой платы как дохода, полученного нерезидентом с источником его происхождения из Украины, обязан удерживать при выплате такого дохода и дополнительно уплачивать налог на репатриацию доходов в размере 15% от суммы такого дохода за счет такой выплаты, если иное не предусмотрено нормами международных соглашений, которые вступили в силу.
В то же время согласно письму ГНАУ от 11.01.99 г. № 427/7/22-2217 с учетом положений пп.13.1 "й" ст.13 Закона налог на репатриацию должен уплачиваться с суммы лизинговой платы, за исключением суммы, которая возмещает при каждом платеже часть стоимости объекта лизинга.
Статьей 21 Конвенции между Правительством Украины и Правительством Швеции об избежании двойного налогообложения доходов и предупреждении налоговых уклонений, которая вступила в силу 04.06.96 г., предусмотрено освобождение от налогообложения лизингового платежа как дохода, о котором не идет речь в других статьях Конвенции. То есть сумма лизинговых платежей, уплаченных шведскому резиденту, не должна облагаться налогом в Украине, соответственно не удерживается и не уплачивается налог на репатриацию этого вида дохода.
Статьей 18.1 Закона установлена приоритетность применения норм международного договора, которые согласно ст.9 Конституции Украины являются частью национального законодательства Украины.
С приостановлением действия Порядка освобождения (уменьшения) от налогообложения доходов с источником их происхождения из Украины согласно международным договорам Украины об избежании двойного налогообложения, утвержденного постановлением КМУ от 18.05.2000 г. № 825, был утрачен установленный им механизм применения преимуществ путем освобождения (или уменьшения).
Таким образом, на сегодня следует применять процедуру относительно исполнения положений международных договоров об избежании двойного налогообложения, которая существовала до вступления в силу упомянутого постановления КМУ. Эта процедура предусматривает применение двух нормативно-правовых актов, которые, по мнению налоговых органов, необходимо использовать при осуществлении выплат нерезидентов при наличии действующих международных договоров об избежании двойного налогообложения - Порядка составления расчета налога на прибыль нерезидента, осуществляющего деятельность на территории Украины через постоянное представительство, утвержденного приказом ГНА Украины от 31.07.97 г. № 274 и зарегистрированного в Минюсте 28.08.97 г. № 352/2156, с изменениями и дополнениями (далее - Порядок 1), и Порядка предоставления отчетов об удержании и внесении в бюджет налога на доходы нерезидентов, утвержденного приказом ГНА Украины от 16.01.98 г. № 28 и зарегистрированного в Минюсте 30.01.98 г. № 56/2496, с изменениями и дополнениями (далее - Порядок 2).
Поскольку нерезидент имеет право на использование преимуществ договора при условии предоставления письменного подтверждения о том, что он является лицом, на которое распространяются положения этого договора (в данном случае шведский резидент должен быть лицом, о котором идет речь в ст.1 Конвенции), согласно разъяснениям налоговых органов такие подтверждения должны соответствовать требованиям п.4.2 и 4.3 Порядка 1.
А в соответствии с п.2.15 Порядка 2, если международным договором Украины предусмотрена меньшая ставка налога на прибыль (доходы) нерезидента, то излишне внесенные в бюджеты суммы налога зачисляются в счет следующих платежей или возвращаются нерезиденту в соответствии с п.16.16 ст.16 Закона.
Таким образом, при выполнении международных договоров об избежании двойного налогообложения фактически применяется метод возмещения, то есть при перечислении платежей нерезидентам должны быть удержаны все налоги, предусмотренные внутренним законодательством, а потом возмещены налоги, предусмотренные международным договором.
Вместе с тем на сегодняшний день действующим законодательством не установлен четкий перечень документов, которые необходимо предоставить нерезиденту для возврата излишне внесенных в бюджет сумм налога (в частности, формы соответствующего заявления о возврате налогоплательщику указанных сумм), требований к оформлению этих документов и механизм выплаты из бюджета сумм излишне удержанного налога на доходы нерезидентов, которые не осуществляют деятельность через постоянное представительство в Украине. И ни один законодательный акт не обязывает получать согласие налоговой службы на применение льгот в соответствии с международными договорами.
Учитывая вышеизложенное, при условии предварительного представления нерезидентом налоговому органу и учреждению банка подтверждений о праве использования преимуществ международного договора, предоставленных компетентным органом другой страны, налогообложение такого нерезидента должно осуществляться согласно соответствующим положениям такого договора (то есть речь идет о прямом применении норм договоров).
Однако, учитывая законодательную неопределенность по этому вопросу, нельзя исключать, что прямое применение положений действующих международных договоров Украины, в данном случае путем неуплаты налога на репатриацию, может расцениваться органами налоговой службы как уклонение от уплаты установленного законодательством налога и в соответствии с п.20.4 ст.20 Закона влечет за собой применение финансовых санкций в виде взыскания неудержанного налога на репатриацию, штрафа и пени.
Array
Похожие записи

РАСХОДЫ НА ГСМ ДЛЯ ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЯ
20.07.2004

УПРОЩЕННЫЙ БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
29.11.2006

НЕЦЕЛЕВОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЛИЧНОСТИ
11.06.2012