СМЕНА СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Учредителем предприятия (100%) является эстонское паевое общество, которое в соответствии с критериями отнесения юридических лиц к субъектам малого предпринимательства согласно ст.1 Закона Украины от 19.10.2000 г. № 2063-III «О государственной поддержке малого предпринимательства» отнесено к субъектам малого предпринимательства. Указ Президента Украины от 03.07.98 г. № 727/98 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» не устанавливает каких-либо ограничений при переходе на уплату единого налога предприятия, собственником которого является иностранное физическое или юридическое лицо. Деятельность предприятия (оптовая торговля) не относится к видам деятельности, осуществление которых не дает права субъектам предпринимательства быть плательщиками единого налога. Тем не менее, налоговая инспекция отказывает предприятию, ссылаясь на то, что юридическое лицо, собственником которого является иностранное юридическое лицо, не может работать на упрощенной системе налогообложения.Может ли предприятие быть плательщиком единого налога?
Кадровий аутсорсинг
На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3
Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере
Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
Понятие «субъекты малого предпринимательства» ввел в отечественное законодательство Закон Украины от 19.10.2000 г. № 2063-III «О государственной поддержке малого предпринимательства» (далее — Закон № 2063). Согласно ст.1 данного Закона субъектами малого предпринимательства являются:
- физические лица, зарегистрированные в установленном законом порядке в качестве субъектов предпринимательской деятельности;
- юридические лица — субъекты предпринимательской деятельности любой организационно-правовой формы и формы собственности, у которых среднеучетная численность работающих за отчетный период (календарный год) не превышает 50 человек и объем годового валового дохода не превышает 500000 евро.
Очевидно предприятие, о котором идет речь в вопросе, для себя решило, что оно вписывается в указанные «параметры» по показателям дохода и численности работающих, поэтому является субъектом малого предпринимательства и имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности. Но не все трактуется так однозначно, как хотелось бы.
Изучив «историю рождения» данного Закона, приходим к выводу, что он принят в целях поддержки малого предпринимательства в соответствии с Национальной программой содействия развитию малого предпринимательства в Украине. Именно в Украине, а не на более широком экономическом пространстве. Поэтому основной целью государственной поддержки малого предпринимательства является поддержка именно отечественных субъектов хозяйствования. Для них как раз и предполагалось установление системы льгот и введена упрощенная система налогообложения, бухгалтерского учета и отчетности; разработана финансово-кредитная поддержка на государственном уровне. Из Закона следует, что благополучно развивающееся малое предпринимательство должно стать стратегическим вектором развития экономики Украины. Но это в плане, так сказать, теоретических намерений. А что же на практике?
Конкретный механизм применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектами малого предпринимательства введен Указом Президента Украины от 03.07.98 г. № 727/98 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» (далее — Указ № 727), в котором четко оговорено, кто может быть плательщиком единого налога, а кто нет. И по требованиям к численности работающих и предельному объему выручки от реализации предприятие, фигурирующее в вопросе, несомненно, подходит для перехода на упрощенную систему налогообложения.
В то же время ст.7 Указа № 727предусмотрено ограничение относительно перехода субъектов малого предпринимательства на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности. В частности, абзацем четвертым определено, что действие этого Указа не распространяется на субъектов предпринимательской деятельности, в уставном фонде которых доли, принадлежащие юридическим лицам — участникам и учредителям данных субъектов, не являющихся субъектами малого предпринимательства, превышают 25%.
Казалось бы, данное ограничение на ситуацию, изложенную в вопросе, не распространяется, ведь эстонское предприятие по положениям Закона № 2063относится к субъектам малого предпринимательства, его доля в уставном фонде украинского предприятия 100%, а в ст.7 Указа № 727 нет оговорки относительно учредителей-нерезидентов. В юридическом плане данная ситуация также вполне правомерна, так как согласно ст.113 Хозяйственного кодекса Украины частное предприятие может быть создано на основе частной собственности юридического лица. А согласно ст.1 Закона № 2063 субъектами малого предпринимательства могут быть «субъекты предпринимательской деятельности любой организационно-правовой формы и формы собственности».
Но ГНАУ почему-то однозначно считает, что субъект предпринимательства, учредителем или одним из учредителей которого является нерезидент, не может перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности независимо от его доли в уставном фонде предприятия, основываясь, однако, на сугубо «национальных интересах», а не на букве закона.
В своем письме от 06.11.2003 г. № 17331/7/15-12171 ГНАУ на вопрос «может ли перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности субъект малого предпринимательства — юридическое лицо, который имеет учредителя (одного из учредителей) — нерезидента (юридическое или физическое лицо) независимо от доли в уставном фонде предприятия» отвечает, что «целью государственной поддержки малого предпринимательства, в частности, является поддержка отечественных производителей…
Таким образом, льготное налогообложение в виде упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности с уплатой единого налога вводится для поддержки субъектов малого предпринимательства — отечественных производителей».
И делает вывод, что «…субъект предпринимательства, у которого учредитель или один из учредителей является иностранцем, не может перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности с уплатой единого налога независимо от его доли в уставном фонде предприятия».
Более того, данное утверждение предписано довести до сведения всех подведомственных государственных налоговых органов и субъектов предпринимательской деятельности. Вот налоговые на местах и отказывают таким субъектам в выдаче свидетельства об уплате единого налога.
Как парадокс можно отметить следующее: если учредителем предприятия является физическое лицо — нерезидент, то независимо от его доли в уставном фонде предприятия и в случае соответствия требованиям Указа № 727 относительно объема выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) и среднеучетной численности работающих, предприятие может перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности с уплатой единого налога. Такое мнение высказано специалистами ГНАУ2. Мотивировка до боли проста: «ограничения относительно учредителей — физических лиц Указом № 727/98 не предусмотрены».
Что же можно посоветовать предприятию? Согласно Порядку выдачи Свидетельства о праве уплаты единого налога субъектом малого предпринимательства — юридическим лицом, утвержденному приказом ГНАУ от 13.10.98 г. № 476, орган государственной налоговой службы обязан в течение десяти рабочих дней выдать бесплатно Свидетельство о праве уплаты единого налога или предоставить письменный мотивированный отказ. Вот как раз письменный мотивированный отказ и необходимо требовать, а его уже оспаривать в вышестоящем органе или в суде.
Array
Похожие записи
Нюансы по налогообложению
06.03.2001
ПЕРЕХОД НА ОБЩУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ВАЛОВЫЕ РАСХОДЫ
16.12.2008
Налоговый и бухгалтерский учет и списание безнадежной задолженности
12.03.2002