Резидентом был заключен экспортный контракт с нерезидентом на продажу последнему пшеницы на условиях FAS-один из украинских портов. Конкретного срока вывоза товара из Украины контракт не содержал. Нерезидент осуществил предоплату за всю партию товара, резидент согласно условиям контракта передал товар на хранение и документы для таможенного оформления уполномоченному экспедитору нерезидента. Но нерезидент вследствие объективных причин в течение пяти месяцев не вывез товар из Украины. В результате срок контракта закончился (2,5 месяца назад), а также утратила силу справка о декларировании валютных средств, необходимая для вывоза товара. Резидент отказывается выдать нерезиденту новую справку, мотивируя это истечением срока контракта, а также понесенными им убытками вследствие невывоза контрагентом товара. Правомерны ли действия резидента? Как может действовать нерезидент в указанной ситуации?
Кадровий аутсорсинг
На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3
Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере
Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
Сразу же следует отметить, что для однозначного ответа в вопросе не хватает многих конкретных данных. Например, непонятно, право какой страны надлежит применять к правоотношениям между сторонами по контракту. Если в контракте не указано, что права и обязанности сторон регулируются правом страны покупателя, то возможный иск покупателя-нерезидента к продавцу будет рассмотрен компетентным судом (арбитражем) с применением норм украинских законодательных актов (абзацы девятый-десятый ст.6 Закона Украины "О внешнеэкономической деятельности" от 16.04.91 г. № 959-XII (далее - Закон о ВЭД)). Кроме того, к правоотношениям сторон как часть законодательства Украины следует применять нормы Венской Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 года (далее - Конвенция) в случае, если коммерческое предприятие нерезидента, имеющее непосредственное отношение к выполнению данного контракта, находится в государстве - участнике Конвенции. При таких допущениях возможны следующие предложения о выходе из ситуации:
Первый вариант (самый лучший, но не всегда возможный). Попробовать договориться с продавцом мирно, в том числе решить вопрос о выдаче новой справки (имеется в виду справка о проведении декларирования валютных ценностей, доходов и имущества, которые принадлежат резиденту Украины и находятся за ее пределами, или справку об отсутствии за пределами Украины валютных ценностей и имущества) и возмещении убытков продавца, если последний прав в своих претензиях относительно причиненных ему убытков. Для этого необходимо провести переговоры и подписать соответствующие дополнительные соглашения к контракту или перезаключить контракт на новых условиях.
Второй вариант (реальный). Предъявление иска к резиденту, при удовлетворении которого суд (арбитраж) возложит на продавца обязанность выдать покупателю справку. Иск необходимо будет подавать в арбитражный суд по месту нахождения ответчика-резидента с соблюдением претензионного порядка согласно ст.5-8 АПК Украины (хотя указанный порядок и противоречит части второй ст.124 Конституции Украины, отечественные арбитражные суды в подавляющем большинстве случаев продолжают им руководствоваться). Если в контракте есть оговорка о рассмотрении споров арбитражем (коммерческим - постоянно действующим или создаваемым для конкретного дела - "Ad hoс"), необходимо будет заявлять иск в указанный арбитраж согласно положениям контракта и в соответствии с регламентом соответствующего арбитража (см. Закон Украины "О международном коммерческом арбитраже" от 24.02.94 г. № 4002-XII).
Возможные аргументы истца (покупателя) при рассмотрении спора.
Первое. Действительно, продавец исполнил обязательство перед покупателем в соответствии с пунктом А-4 условия FAS ("Инкотермс", 1990 г.) и поставил товар в порт отгрузки. Но сторона-покупатель может доказывать, что неисполнение ею обязанностей по пункту Б-3 условия FAS (вывоз товара) было вызвано "препятствием вне ее контроля", и от покупателя нельзя было "разумно ожидать принятия этого препятствия в расчет при заключении договора либо избежания или преодоления этого препятствия либо его последствий" (заметим, что из вопроса не понятно, о каких "объективных причинах" идет речь и можно ли будет их признать подобным "препятствием" - фактически речь идет об обстоятельствах форс-мажора). При условии принятия доводов покупателя судом (арбитражем) нерезидент будет освобожден от ответственности за допущенную просрочку на основании ст.79 Конвенции. Стороны в таком случае будут продолжать нести взаимные обязательства по контракту, поскольку как глава 19 Гражданского кодекса (ГК) Украины, так и нормы Конвенции не предусматривают прекращения обязательств вследствие наступления формальной даты окончания срока действия контракта. Резидент вряд ли сможет сослаться на ст.216 ГК Украины (прекращение обязательства исполнением, осуществленным надлежащим образом), поскольку в соответствии с пунктом А-2 условия FAS продавец обязан "по просьбе покупателя предоставить ему за его счет и риск необходимую помощь в получении экспортной лицензии или другого официального разрешения, необходимого для вывоза товара". Понятие "предоставление необходимой помощи" в пункте А-2 каким бы то ни было сроком или условием (например, только одноразовым действием со стороны продавца относительно выдачи документа) не ограничено.
Второе. Кроме того, действия продавца, которые не дают возможность завершить нерезиденту коммерческую операцию, можно еще и квалифицировать как нарушение принципа "юридического равенства и недискриминации", который состоит в "недопустимости ограничительной деятельности" со стороны любых субъектов ВЭД (ст.2 Закона Украины о ВЭД). В последнем случае вообще не имеет значения наличие или отсутствие действующего контракта между сторонами: резидент злоупотребляет своим положением и не выполняет действий, из-за отсутствия которых нерезидент лишен права на дальнейшее проведение ВЭД и несет убытки. А обязанность прекратить незаконные действия может быть и внедоговорной.
Исходя из приведенных аргументов, есть все основания для принятия положительного решения компетентным судом или арбитражем и возложения на продавца соответствующей обязанности относительно выдачи справки (ст.6 ГК, п.1 ст.46 Конвенции), однако многое будет зависеть от конкретных норм Контракта и предыдущих действий сторон. Одновременно с заявлением требования о выдаче справки возможно предъявление покупателем дополнительных исковых требований о возмещении убытков в соответствии со ст.74 Конвенции и ст.203 ГК или ст.440 ГК (или заявление такого иска позднее в случае неисполнения покупателем решения суда о выдаче справки). Но при определенных условиях не исключено выдвижение продавцом в судебном (арбитражном) процессе встречных исковых требований о возмещении ему за счет покупателя убытков, вызванных соответствующим нарушением покупателем обязанностей по контракту (при наличии подобного нарушения).
Третий вариант (проблематичный). Попытка вывоза товара без наличия справки продавца с обжалованием в судебном порядке действий таможенников. Сразу предупредим: отказ таможенников от оформления груза при отсутствии справки или представлении просроченной справки не вызывает сомнения. В письме Государственной таможенной службы Украины от 15.01.99 г. № 10/1-129-ЕП (кстати, не зарегистрированном в Минюсте) таможенным органам на местах фактически был направлен перечень документов, обязательных для представления при таможенном оформлении грузов (в том числе при экспорте) субъектами внешнеэкономической деятельности. Под № 5 в перечне находится упоминавшаяся выше справка со ссылкой на Указ Президента Украины от 18.06.94 г. № 319/94 "О неотложных мерах по возврату в Украину валютных ценностей, которые незаконно находятся за ее пределами", с изменениями и дополнениями, внесенными Указом от 06.11.97 г. № 1246/97, которым было установлено ежеквартальное декларирование принадлежащих субъектам предпринимательской деятельности валютных средств за пределами Украины. Кроме того, Инструкция о порядке заполнения грузовой таможенной декларации, утвержденная приказом Гостаможслужбы от 09.07.97 г. № 307 в действующей редакции (раздел 2), также требует заполнения декларантом всех граф ГТД, в том числе и пункта 6.7 графы 44 "Справка о декларировании валютных средств". Орган Государственной таможенной службы не принимает ГТД для оформления в случае представления ГТД без полного комплекта документов, необходимых для осуществления таможенного оформления товаров, или если она заполнена декларантом с нарушением Инструкции № 307 (п.4 Положения о грузовой таможенной декларации, утвержденного постановлением КМУ от 09.06.97 г. № 574).
Но вышеприведенные подзаконные нормативные акты (в том числе и Указы Президента) противоречат некоторым положениям Закона Украины "О внешнеэкономической деятельности", в частности, установленному в ст.2 Закона о ВЭД принципу свободы внешнеэкономического предпринимательства, который заключается в "...обязанности соблюдать при осуществлении внешнеэкономической деятельности порядок, установленный законами Украины", а также принципу верховенства закона, состоящему в "... регулировании внешнеэкономической деятельности только законами Украины" и "запрете применения подзаконных актов и актов управления местных органов, которые любым способом создают для субъектов внешнеэкономической деятельности условия менее благоприятные, чем установлены законами Украины". В части десятой ст.5 Закона о ВЭД дополнительно подчеркнуто: "Вмешательство государственных органов во внешнеэкономическую деятельность ее субъектов в случаях, не предусмотренных настоящим Законом, в том числе и путем издания подзаконных актов, которые создают для ее осуществления условия, худшие от установленных в настоящем Законе, является ограничением права на осуществление внешнеэкономической деятельности и как таковое запрещается".
Порядок действий покупателя в данном варианте: при таможенном оформлении товара не представлять справку с соответствующим письменным объяснением причин ее непредставления и противоречий с законодательством. При отказе таможни в оформлении товаров необходимо обжаловать Карточку отказа в таможенном оформлении как акт ненормативного характера в судебном порядке, ссылаясь на изложенные выше нормы Закона о ВЭД, а также обосновывая уважительные причины пропуска срока оформления экспортной операции и отсутствие собственной вины в этом (п.1 ст.12 АПК, п.1, 6.2.1 разъяснения президиума ВАСУ "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с признанием недействительными актов государственных или других органов" от 26.01.2000 г. № 02-5/35). Предупредим: дело осложняется известной государственной позицией многих судей арбитражных судов, а также вышеупомянутыми разногласиями между действующими нормативными актами. Поэтому почти гарантировано затяжное, с несколькими пересмотрами, рассмотрение дела.
Следовательно, если вариант 1 окажется неудачным, целесообразно будет параллельно действовать по вариантам 2 и 3 в целях скорейшего решения задачи. Возможно применение других вариантов и более сложных схем. Для окончательного ответа на вопрос и практического решения ситуации необходимо провести тщательный правовой анализ положений заключенного между сторонами контракта, всех других обстоятельств дела, которые не нашли отражения в тексте вопроса, с привлечением компетентных специалистов.
Array
Похожие записи
Физическое лицо — предприниматель: работа по найму
06.10.2016
Норматив по трудоустройству инвалидов
20.12.2013
Внутренний совместитель в отчете по ЕСВ
06.04.2016