ПРАВО НА НАЛОГОВЫЙ КРЕДИТ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Учреждение, финансируемое за счет бюджетных средств, предоставляет отдельные услуги, которые подлежат обложению НДС. В связи с тем, что облагаемые налогом обороты более-менее значительны, учреждение зарегистрировано плательщиком НДС. Ежемесячно в налоговую инспекцию представляется налоговая декларация по НДС с определением суммы налоговых обязательств к уплате.
Кадровий аутсорсинг
На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3
Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере
Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
Имеет ли право учреждение также и на налоговый кредит в части приобретенных товарно-материальных ценностей (работ, услуг), необходимых для предоставления облагаемых НДС услуг? Работники налоговых органов это отрицают, считая, что так
как бюджетное учреждение не имеет валовых расходов и не начисляет амортизацию,
то и право на налоговый кредит по НДС отсутствует.
Действительно, вопрос не совсем простой и спорный: с одной стороны, налоговики требуют начислять налоговые обязательства, а с другой – не признают права на налоговый кредит. Попробуем разобраться, насколько правомерны такие требования и имеется ли возможность в данном случае получить право на налоговый кредит по НДС.
То что государственным организациям и учреждениям, финансируемым за счет бюджета, не запрещается предоставлять определенного вида услуги – известно. От такой возможности зарабатывать деньги бюджетными организациями бюджет только выиграет – можно частично уменьшить финансирование. Постановлением КМУ от 17.05.2002 г. № 659 был утвержден перечень групп собственных поступлений бюджетных учреждений, требований относительно их образования и направлений использования. В частности, поступления бюджетных учреждений делятся на две группы:
- первая группа – плата за услуги, предоставляемые бюджетными учреждениями;
- вторая группа – другие источники собственных поступлений бюджетных учреждений.
Именно к первой группе в большинстве случаев принадлежат доходы от облагаемой НДС деятельности, поскольку в нее включаются такие доходы, как плата за аренду имущества и поступления от реализации имущества(необоротных активов (кроме зданий и сооружений) и других материальных ценностей, в том числе списанных, за сданные в качестве лома и отходов черные, цветные, драгоценные металлы, драгоценные камни в размерах, которые согласно законодательству остаются в распоряжении учреждения и др.). И, по-видимому, никто не будет отрицать, что на сегодняшний день подавляющим большинством случаев получения облагаемых налогом НДС доходов бюджетных учреждений является плата за предоставление в аренду помещений.
То что бюджетное учреждение, осуществляющее облагаемую НДС деятельность, должно быть зарегистрировано плательщиком НДС, не вызывает сомнений. Во-первых, учреждение подпадает под определение «лицо» и «плательщик налога», во-вторых – имеется объект и база налогообложения, и, в-третьих, – за год, ясное дело, сумма арендной платы будет превышать 61200 грн. С тем, что бюджетные и неприбыльные организации могут (в некоторых случаях просто должны) быть плательщиками НДС, соглашается и ГНАУ, которая неоднократно в своих письмах об этом сообщала1.
Что касается налогового кредита по НДС, то почему-то в своих письмах-разъяснениях налоговики об этом почти не вспоминают, а когда речь идет о налоговом кредите, для примера приводят государственные платные услуги, которые не являются объектом обложения НДС согласно п.3.2 ст.3 Закона об НДС. Конечно, если нет объекта налогообложения, то ни о каком налоговом кредите нельзя и говорить. Это прямая норма пп.7.4.2 ст.7 Закона об НДС, в соответствии с которым «в случае если плательщик налога осуществляет операции по продаже товаров (работ, услуг), ...не являющихся объектом налогообложения согласно статьям 3 и 5 настоящего Закона, суммы налога, уплаченные (начисленные) в связи с приобретением товаров (работ, услуг), стоимость которых относится к составу валовых расходов производства (обращения) и основных фондов и нематериальных активов, подлежащих амортизации, относятся соответственно к составу валовых расходов производства (обращения) и на увеличение стоимости основных фондов и нематериальных активов и в налоговый кредит не включаются». Как видим, здесь все более-менее просто. Но что делать, если деятельность является облагаемой НДС? Налоговики не «придумывают велосипед» и при предоставлении консультаций вспоминают единственную «основополагающую» по их мнению для налогового кредита норму Закона об НДС. Это пп.7.4.1 ст.7, согласно которому включение уплаченных (начисленных) плательщиком НДС в отчетном периоде сумм налога возможно только при условии, если стоимость приобретенных товаров (работ, услуг) относится к составу валовых расходов производства (обращения), или если приобретенные основные фонды или нематериальные активы подлежат амортизации.
Но бюджетные организации не имеют ни валовых затрат2, ни права начислять амортизацию на стоимость основных фондов3. Неужели замкнутый круг? Не совсем так. В отдельных письмах, касающихся неприбыльных организаций, налоговики вспоминают о возможности получения права на налоговый кредит. Например, в письме от 01.12.2000 г. № 6660/6/16-1220-26 ГНАУ сообщила что: «...плательщики налога, зарегистрированные в законодательно установленном порядке и осуществляющие операции по продаже товаров (работ, услуг) с начислением НДС и внесением его в бюджет при соблюдении всех без исключения требований Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость», по приобретенным товарам (работам, услугам) имеют право на налоговый кредит».
Как-то неуверенно, но право на налоговый кредит все-таки признается. Позднее, храбрее оказалась ГНА в Харьковской области, которая также выразила свою позицию в отношении неприбыльных организаций: «в случае приобретения товаров (работ, услуг) для использования в облагаемых налогом операциях плательщик налога имеет право отнести уплаченную сумму НДС к составу налогового кредита... в случае осуществления неприбыльной организацией как облагаемых налогом, так и не являющихся объектом налогообложения или освобожденных от обложения НДС операций, согласно со ст.3 и 5 Закона и в соответствии с требованиями пп.7.2.8 и 7.4.3 ст.7 Закона такая организация обязана вести отдельный учет этих операций и сумм налогового кредита с НДС»4. Это уже что-то.
Таким образом, понятно, что при определенных обстоятельствах должны быть и исключения, как, например, в рассматриваемой ситуации. Нельзя обязывать начислять налоговые обязательства, не признавая при этом право на налоговый кредит. В случае с бюджетными организациями начисление налоговых обязательств должно автоматически приводить к возможности отнесения определенных расчетных сумм НДС к составу налогового кредита. Поэтому, например, если сдается в аренду помещение, то какая-то часть текущих расходов, связанных с уплатой НДС при приобретении у других плательщиков данного налога услуг связи, отопления, водоотвода и тому подобное, должна включаться в состав налогового кредита. В противном случае это уже не налог на добавленную стоимость...
Array
Похожие записи
Налоговый учет и амортизация на имущество
20.05.2002
КРЕДИТ-НОТА ОТ НЕРЕЗИДЕНТА: НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ
22.04.2009
Отражение в налоговом учете страховщика-резидента операции с страховой компанией — нерезидентом
20.07.2019