Перерасчет сбора в Пенсионный фонд Украины
Необходимо ли было проводить перерасчет сбора в Пенсионный фонд Украины, перечисленного за сотрудников фирмы в 2000 году?
Кадровий аутсорсинг
На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3
Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере
Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
В соответствии со ст.1 Закона Украины от 26.06.97 г. № 400/97-ВР "О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование" (далее - Закон № 400) плательщиками сбора являются, в частности, юридические лица - субъекты предприниматель-ской деятельности независимо от форм собствен-ности, использующие труд наемных работников, а также физические лица, которые работают на условиях трудового договора (контракта).
Объектом обложения сбором на обязательное государственное пенсионное страхование (далее - сбор в ПФУ) является:
- для юридических лиц - фактические расходы на оплату труда работников, включающие расходы на выплату основной и дополнительной заработной платы, а также других поощрительных и компенсационных выплат, в том числе в натуральной форме, которые определяются согласно нормативно-правовым актам, принятым в соответствии с Законом Украины от 24.03.95 г. № 108/95-ВР "Об оплате труда" (далее - Закон № 108). Суммы выплат, которые не учитываются при определении базы начисления страховых взносов, определены в соответствии с п.2 ст.5 Декрета КМУ от 26.12.92 г. № 13-92 "О подоходном налоге с граждан" (далее - Декрет о подоходном налоге с граждан);
- для наемных работников - совокупный налогооблагаемый доход, исчисленный в соответствии с законодательством Украины.
Проанализируем нормативный документ, которым и было установлено требование о проведении годового перерасчета сбора в ПФУ для каждого работающего.
Во исполнение ст.1 Указа Президента Украины от 25.05.98 г. № 506/98 "Об ограничении максимальной величины фактических расходов субъектов хозяйствования на оплату труда работников, суммы налогооблагаемого дохода (прибыли), совокупного налогооблагаемого дохода, с которых взимаются сборы (взносы) в социальные фонды" (далее - Указ № 506) было издано постановление КМУ от 13.06.98 г. № 1064 "Об установлении максимальной величины фактических расходов субъектов хозяйственной деятельности на оплату труда работников, суммы налогооблагаемого дохода (прибыли), совокупного налогооблагаемого дохода, с которых взимаются сборы (взносы) в социальные фонды" (далее - Постановление № 1064). При этом заметим, что в связи со введением в действие одноименного постановления КМУ от 07.03.2001 г. № 225 (далее - Постановление № 225) Постановление № 1064 прекратило свое действие.
Абзацем третим п.1 Постановления № 1064 КМУ установил ограничения объекта взимания сборов (взносов) в государственные социальные фонды и обязал (не уточнив при этом кого) производить перерасчет сборов (взносов) в социальные фонды по итогам года для каждого работающего. Причем в соответствии с абзацем четвертым п.1 Постановления № 1064 разъяснение о применении п.1, в том числе относительно порядка проведения перерасчета, возложено на Министерство финансов Украины. И хотя данная норма нашла свое отражение в Постановлении № 225, никаких разъяснений до сих пор не последовало. А ведь Президент Украины с целью заинтересовать субъектов хозяйственной деятель-ности в увеличении объема фонда оплаты труда Указом № 506 обязал КМУ только ограничить объект взимания сбора, в частности, в Пенсионный фонд.
Теперь обратимся к расшифровке понятия, определяющего объект начисления сбора, а именно "фактические расходы на оплату труда работников". В соответствии со ст.1 Закона № 108 заработная плата - это вознаграждение, исчисленное, как правило, в денежном выражении, которое по трудовому договору собственник или уполномоченный им орган платит работнику за выполненную им работу.
Пунктом 1.2 Инструкции по статистике заработной платы, утвержденной приказом Минстата Ук-раины от 11.12.95 г. № 323 (далее - Инструкция № 323), определен состав расходов на оплату труда. Так, расходы на оплату труда состоят из фонда основной заработной платы, фонда дополнительной заработной платы, других поощрительных и компенсационных выплат.
Статьей 115 Кодекса законов о труде Украины (КЗоТ) определено, что заработная плата должна вы-плачиваться работникам в сроки, определенные трудовым договором, но не реже двух раз в месяц с промежутком времени между выплатами не более 16 дней.
Таким образом, заработная плата является вознаграждением за выполненную работу и включается в состав расходов на оплату труда работников за период, не превышающий месяца.
Относительно объекта удержания сбора в ПФУ из заработной платы наемных работников, то есть "совокупного налогооблагаемого дохода", отметим следующее. Статьей 8 Декрета о подоходном налоге с граждан установлено, что в совокупный налогооблагаемый доход включаются полученные по месту основной работы (службы, обучения) доходы за исполнение трудовых обязанностей. Кроме того, определено, что в доход, полученный по месту основной работы, включаются доходы от совместительства, за выполнение работ по договорам подряда, а также другие доходы, которые образовались в результате предоставления за счет средств учреждений, предприятий, организаций своим работникам материальных и социальных благ в денежной и натуральной форме.
Совокупный налогооблагаемый доход за календарный год, в первую очередь, является объектом обложения подоходным налогом с граждан. Причем проведение годового перерасчета именно подоходного налога по месту основной работы прямо предусмотрено ст.9 этого Декрета.
Законом № 400 проведение годового перерасчета сбора, уплаченного (начисленного) в течение года в Пенсионный фонд Украины, не предусмотрено в принципе, а, как известно, именно этот Закон определяет порядок взимания и использования сбора на обязательное государственное пенсионное страхование.
Таким образом, требование абзаца третьего п.1 Постановления № 1064 о перерасчете по итогам года для каждого работающего сбора в ПФУ изменяет механизм его взимания, установленный Законом № 400, что противоречит требованию абзаца третьего ст.1 Закона Украины от 25.06.91 г. № 1251-XII "О системе налогообложения", поскольку ставки, механизм взимания налогов и сборов (обязательных платежей), за исключением особых видов пошлины, и льготы по налогообложению не могут устанавливаться или меняться другими законами Украины, кроме законов о налогообложении.
Учитывая, что объектом начисления и удержания сбора на обязательное государственное пенсионное страхование являются соответственно фактические расходы на оплату труда и совокупный налогооблагаемый доход наемных работников за период времени, не превышающий месяца, а проведение перерасчета сбора в ПФУ не предусмотрено Законом № 400, требование о проведении перерасчета сбора в ПФУ для каждого работающего противоречит действующему законодательству.
Array
Похожие записи
ПОСРЕДНИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ В ВЭД
23.08.2006
Нюансы оплаты импортного природного газа для потребления
07.02.2001
Сдача расчета авансового взноса по налогу на прибыль
30.10.2002