Бухгалтерия ➤ Услуги бухгалтерского учета в Украине
  • ru
  • ua
  • Главная
  • О нас
  • Услуги
  • Оплата
  • Новости
  • Контакты

ЗАКАЗАТЬ СМЕТУ

Форма заказа звонка

+380930327777

+380960327777

Нормы расхода горюче-смазочных материалов на автомобильном транспорте

Главная страница » Статьи и новости » Бухгалтерский учет

  • НДС
  • Налоги с физлиц
  • Налоги общее
  • Налог на прибыль
  • Бухгалтерский учет
  • Все новости
  • Другие категории
    • НДС
    • Налоги с физлиц
    • Налоги общее
    • Налог на прибыль
    • Бухгалтерский учет
    • Все новости

Нормы расхода горюче-смазочных материалов на автомобильном транспорте

Являются ли обязательными для предприятий, которые не подчинены Минтрансу, нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденные приказом Минтранса Украины от 10.02.98 г. № 43? Данный приказ не был зарегистрирован в Минюсте, и он не предусматривает, что указанные в нем нормы расхода горюче-смазочных материалов распространяются на все без исключения предприятия, использующие автотранспорт. Может быть, его следует расценивать как внутриведомственный документ?

1

Кадровий аутсорсинг

Разработка сметной документации

На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо

2

Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3

Акт виконаних робіт

Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком

3

Подготовка сметной документации для участия в тендере

Оформление инвесторской и договорной документации

Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов

 Вопрос о нормировании расходования горюче-смазочных материалов (ГСМ) на автомобильном транспорте является актуальным не только для предприятий, основной деятельностью которых является предоставление услуг по транспортному обслуживанию, но и для всех тех предприятий, которые используют собственные или арендованные автомобили. Основным документом, регламентирующим нормы расходования ГСМ в этой сфере деятельности предприятий, является приказ Минтранса Украины от 10.02.98г. № 43 «Об утверждении норм расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте»1 (далее — Приказ № 43). Кроме того, существуют специальные нормативные документы, регламентирующие нормы расходования ГСМ на специальном автотранспорте2. 
Как сказано в преамбуле Приказа № 43, он принят в соответствии с Положением о Министерстве транспорта Украины, утвержденным Указом Президента Украины от 27.12.95 г. № 1186/95. Правда, в настоящее время этот Указ уже не действует, и Положение в новой редакции утверждено Указом Президента Украины от 11.05.2000 г. № 678/2000. Вместе с тем говорить о том, что с отменой старой редакции Положения о Министерстве транспорта Украины утратил силу и его Приказ № 43, было бы не совсем корректно. Дело в том, что отмененным Положением к функциям Минтранса, в частности, были отнесены: 
— обеспечение реализации единой государственной экономической и научно-технической политики на транспортно-дорожном комплексе (п.4.3); 
— организация подготовки нормативных актов по вопросам деятельности транспортно-дорожного комплекса (п.4.20); 
— утверждение нормативных документов по вопросам технической эксплуатации подвижного состава (п.4.21). 
Согласно новой редакции Положения среди функций Министерства транспорта сохранены: 
— осуществление мер по реализации единой экономической и научно-технической политики в области транспорта (п.4.5); 
— организация разработки проектов нормативно-правовых актов по вопросам функционирования транспортного комплекса Украины (п.4.23). 
Иными словами, разработка и утверждение норм расходования ГСМ на автомобильном транспорте по-прежнему может быть отнесена к компетенции Минтранса. Кроме того, в действующей редакции Положения сохранена преемственность и в отношении того, что в случаях, предусмотренных законодательством, решения Минтранса Украины являются обязательными для исполнения предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности и гражданами (п.8 старой редакции и п.7 новой редакции Положения). 
Что касается легитимности Приказа № 43 для предприятий и организаций, не подведомственных Минтрансу, то такая проблема действительно существует. В соответствии со ст.1 Указа Президента Украины от 03.10.92 г. № 493/92 «О государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств и других органов исполнительной власти» нормативно-правовые акты, издаваемые министерствами, другими органами исполнительной власти, органами хозяйственного управления и контроля, которые имеют межведомственный характер, подлежат государственной регистрации. Аналогичная норма содержится и в п.7 действующей редакции Положения (правда, в старой редакции такой нормы не было). 
Согласно абзацу «б» п.4 Положения о государственной регистрации нормативно-правовых актов, утвержденного постановлением КМУ от 28.12.92 г. № 7313, акты, имеющие межведомственный характер, являются обязательными для других министерств, органов исполнительной власти, органов хозяйственного управления и контроля, а также предприятий, учреждений и организаций, которые не входят в сферу управления органа, издавшего нормативно-правовой акт. То есть для того чтобы утвержденные Приказом № 43 нормы расходования ГСМ на автомобильном транспорте носили обязательный характер для всех предприятий независимо от их ведомственной подчиненности, с точки зрения действующего законодательства необходимо, чтобы этот приказ был зарегистрирован в Минюсте Украины, тем более что принимался он уже после вступления в силу Указа Президента № 493/92. 
Вместе с тем в Положении о государственной регистрации нормативно-правовых актов имеется еще одна довольно своеобразная норма. Согласно его абзацу «е» п.5 на государственную регистрацию не подаются акты «нормативно-технического характера (государственные стандарты, строительные нормы и правила, тарифно-квалификационные справочники, формы отчетности и др.)». Поэтому отсутствие государственной регистрации норм расходования ГСМ на автомобильном транспорте все же может быть правомерным в том случае, если Приказ № 43 подпадает под категорию «и др.». То есть ключевое значение приобретает то, как будут применяться утвержденные Минтрансом нормы. 
Ответ на этот вопрос содержится в абзаце первом раздела 1 «Общие положения» Приказа № 43, в котором указано, что утвержденные нормы предназначены для планирования потребности предприятий, организаций и учреждений в горюче-смазочных материалах и контроля за их расходованием, ведения отчетности, введения режима экономии и рационального использования нефтепродуктов, а также могут применяться для разработки удельных норм расхода топлива. Как видим, прямого упоминания об использовании этих норм в целях определения объекта налогообложения в приведенной цитате нет. Что касается контроля за расходованием ГСМ, то в этих целях нормы могут быть использованы для определения сверхнормативного расходования (различного рода потери, возможное хищение и т.п.). 
Таким образом, обязательным для предприятий и организаций, не входящих в систему Минтранса, Приказ № 43 может быть признан только как документ нормативно-технического характера и только для тех целей, в которых он был издан. Что касается вопросов налогообложения (а эти вопросы явно не нормативно-технические, и именно они больше всего волнуют предприятия), то в связи с отсутствием государственной регистрации Приказа № 43, по мнению автора, он не может быть обязательным для применения всеми предприятиями, учреждениями и организациями и носит рекомендательный характер. 
Такой вывод может показаться чрезмерно либеральным, особенно с точки зрения органов ГНС. Вместе с тем какие-либо разъяснения ГНАУ по этому поводу до настоящего времени отсутствуют. 
Кроме отсутствия государственной регистрации Приказа № 43, в пользу такого вывода свидетельствуют следующие аргументы. 
Во-первых, в Законе о прибыли4 отсутствует отдельная норма об особенностях отнесения к валовым расходам затрат на приобретение ГСМ для любых автомобилей, кроме легковых (о легковом автотранспорте — немного позже). А отсутствие такой нормы означает, что эти затраты могут быть отнесены к валовым расходам на основании пп.5.2.1 ст.5 как любые расходы плательщика, связанные с подготовкой, организацией, ведением производства, продажей продукции (работ, услуг) при соблюдении ограничений, установленных пп.5.3 — 5.8. 
Во-вторых, в пп.5.3 — 5.8 ст.5 Закона о прибыли ссылка на какой-либо подзаконный акт, связанный с регламентацией использования ГСМ автотранспортом (в том числе и на нормы расходования ГСМ, утвержденные Приказом № 43), отсутствует. Если бы применение подзаконного акта законодатель посчитал обязательным, то в соответствующей статье Закона о прибыли на него непременно была бы ссылка (по аналогии, например, с командировочными расходами). Это означает, что применительно к таким расходам должны использоваться общие правила формирования валовых расходов. 
В-третьих, обычная логика фискального подхода к рассматриваемому вопросу заключается в том, что оплата сверхнормативного расходования ГСМ автоматически рассматривается как затраты, не связанные с хозяйственной деятельностью плательщика, и на основании этого делается вывод о невозможности отнесения соответствующих затрат к валовым расходам. Вместе с тем, превышение норм, установленных Приказом № 43, еще не говорит о том, что такие затраты с хозяйственной деятельностью предприятия не связаны. Одно дело — когда речь идет о хищении или потерях по вине водителя, и совершенно другое — когда перерасход связан с объективными условиями эксплуатации. Дело в том, что нормы ГСМ (см. абзац второй раздела 1 «Общие положения» Приказа № 43) определяют допустимое потребление топлива и смазочных материалов «…в определенных условиях эксплуатации автомобилей», а конкретные условия их эксплуатации на предприятии могут весьма существенно отличаться от нормативных (по техническому состоянию автотранспорта, качеству топлива, характеру движения и т.д.). 
Главная проблема заключается в идеологии Закона о прибыли, которая предполагает «презумпцию вины» плательщика. Это означает, что именно сам плательщик должен доказывать связь понесенных расходов с хозяйственной деятельностью. Одним из вариантов такого доказательства (в части расходования в пределах норм) является использование норм Приказа № 43. Однако поскольку приказ этот, как было сказано выше, не может считаться обязательным для предприятий, не подведомственных Минтрансу, такие предприятия могут утвердить соответствующие нормы своим собственным распорядительным документом (этот вариант, в принципе, предусмотрен для новых автомобилей, не упомянутых в нормах Приказа № 43 (пп.2.1.5)), с учетом конкретных условий эксплуатации именно их автотранспорта. И хотя они не обязаны этого делать, но при наличии такого документа (особенно, если установленные им нормы основаны на заключениях независимых учреждений или экспертов относительно технического состояния транспорта и характера маршрутов его движения) доказать свою правоту налоговому инспектору будет значительно проще. 
Что касается легковых автомобилей, по которым в валовые расходы относятся 50% затрат на ГСМ, то здесь ситуация значительно проще, поскольку согласно последнему предложению абзаца пятого пп.5.4.10 ст.5 Закона о прибыли плательщик освобождается от обязанностей доказывания связи таких затрат с его хозяйственной деятельностью. Поэтому и нормы расходования топлива и ГСМ в данном случае вообще к налогообложению отношения не имеют. 

Читайте також
НАЛОГОВАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ЛЬГОТА ПРИ УВОЛЬНЕНИИ

0/5 (0 отзывов)


Array

Похожие записи

Дополнительная плата за «перегрузку» автомобиля

Дополнительная плата за «перегрузку» автомобиля

Дополнительная плата за "перегрузку" автомобиляПравомерны ли требования ГАИ и...

23.05.2001

ПЕРЕРАСЧЕТ ПЕНСИИ НАУЧНЫМ РАБОТНИКАМ

ПЕРЕРАСЧЕТ ПЕНСИИ НАУЧНЫМ РАБОТНИКАМ

ПЕРЕРАСЧЕТ ПЕНСИИ НАУЧНЫМ РАБОТНИКАМСуществует ли методика перерасчета пенсии...

08.02.2005

Квартальные декларации о доходах субъекта предпринимательской деятельности

Квартальные декларации о доходах субъекта предпринимательской деятельности

Квартальные декларации о доходах субъекта предпринимательской деятельностиНал...

29.10.2002

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

up
Бухгалтерия ➤ Услуги бухгалтерского учета в Украине Бухгалтерія ➤ Послуги бухгалтерського обліку в Україні;️. ✓ 100% гарантія. ☎+380960327777
  • Про нас
  • Послуги
  • Оплата
  • Контакти
  • Відгуки
  • Статті
  • Карта сайту

г. Львов, ул. Сахарова, 42

+380930327777

+380960327777

buhgalteria.lviv.ua@gmail.com

Політика конфіденційності
Відмова від відповідальності
Згода з розсилкою

ru_RU

  • Главная
  • О нас
  • Услуги
  • Оплата
  • Новости
  • Контакты