Несвоевременная уплата начисленного налога на прибыль
По результатам работы за 2000 год предприятие отразило в декларации по налогу на прибыль предприятия сумму налога на прибыль, подлежащую начислению по лицевому счету плательщика. Предприятие полностью, но несвоевременно уплатило начисленный налог на прибыль, за что согласно пп.17.1.7 ст.17 Закона № 2181 были начислены штрафные санкции и пеня. Позже предприятие представило уточненные декларации по налогу на прибыль за 2000 год, в которых было отражено увеличение валовых расходов предприятия, что в свою очередь уменьшает начисленный налог на прибыль за 2000 год. Имеет ли право предприятие на перерасчет штрафа и пени в связи с уточнением налогового обязательства в сторону уменьшения?
Кадровий аутсорсинг
На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3
Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере
Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
К сожалению, обнаружение и самостоятельное исправление предприятием ошибки в задекларированных им ранее налоговых обязательствах не дает ему права на перерасчет финансовых санкций, примененных в соответствии с пп.17.1.7 ст.17 и ст.16 Закона № 21811.
Дело в том, что ни Закон № 2181, ни какой-либо другой нормативный документ не содержит порядка такого перерасчета.
Штрафная санкция согласно пп.17.1.7 ст.17 Закона № 2181 применяется к налогоплательщику именно в случае неуплаты им согласованного налогового обязательства в течение предельных сроков, установленных этим Законом:
— 10% — при задержке до 30 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока уплаты согласованного налогового обязательства;
— 20% — при задержке от 31 до 90 календарных дней включительно;
— 50% — при задержке более 90 календарных дней.
В соответствии с п.5.1 ст.5 Закона № 2181 налоговое обязательство, самостоятельно определенное налогоплательщиком в налоговой декларации, считается согласованным со дня представления такой налоговой декларации. Следовательно, оно подлежит уплате в оговоренные законодательством сроки. Последующее «пересогласование» задекларированного ранее налогового обязательства путем исправления допущенной ошибки (согласно порядку, определенному п.5.1 ст.5 Закона № 2181) осуществляется уже в том отчетном периоде, в котором происходит такое исправление ошибки.
Напомним, что порядок исправления ошибок, допущенных при составлении декларации по налогу на прибыль, на протяжении периода действия Закона № 2181 изменялся. До момента вступления в силу приказа ГНАУ от 29.03.2003 г. № 143 «Об утверждении формы декларации по налогу на прибыль предприятия и Порядка ее составления» (далее — Приказ
№ 143), утвердившего как новую форму декларации по налогу на прибыль, так и новый порядок исправления ошибок по этому налогу, действовало правило исправления ошибок, изложенное в Налоговом разъяснении по применению второго предложения второго абзаца пункта 5.1 Закона Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» плательщиками налога на прибыль, утвержденном приказом ГНАУ от 10.09.2001 г. № 360. Согласно этому налоговому разъяснению исправление ошибок, допущенных при составлении декларации по налогу на прибыль за предыдущие периоды, осуществлялось путем корректировки валовых расходов и/или валовых доходов путем отражения соответствующих сумм в декларации за тот период, в котором выявлены ошибки. При этом представление налогоплательщиком новой декларации (за период, в котором допущена ошибка) не изменяло суммы начисленного налогового обязательства по лицевому счету налогоплательщика. Такая декларация (несмотря на то, что ее представление являлось обязательным) рассматривалась как справочная, раскрывающая информацию о содержании и сумме допущенной ранее ошибки. То есть сумма исправляемой ошибки влияла на налоговые обязательства того периода, в котором она включалась в показатели текущей (очередной) декларации по налогу на прибыль, и тем самым становилась самостоятельно согласованной именно за этот период.
После вступления в силу Приказа № 143 порядок исправления ошибок по налогу на прибыль изменился. Теперь налогоплательщики могут либо представить уточняющий расчет к декларации за соответствующий налоговый период (форма которого так же утверждена данным приказом), либо указать уточненные показатели в составе налоговой декларации за какой-либо последующий отчетный период, в течение которого такие ошибки были выявлены. Но и в этом случае фактическое «пересогласование» задекларированных ранее налоговых обязательств происходит не ранее даты фактического исправления ошибки:
— даты представления декларации (в случае если исправление ошибки осуществляется путем включения необходимых показателей в текущую декларацию (п.5.1 ст.5 Закона № 2181));
— даты представления уточняющего расчета (п.4.5 Инструкции о порядке ведения органами государственной налоговой службы оперативного учета налогов и сборов (обязательных платежей), поступающих в бюджеты и в государственные целевые фонды, утвержденной приказом ГНАУ от 12.05.94 г. № 37, в редакции приказа от 03.09.2001 г. № 342).
Следовательно, самостоятельное исправление ошибки в соответствии с п.17.2 ст.17 Закона № 2181 дает возможность налогоплательщикам избежать определенных финансовых санкций за занижение налогового обязательства, но не является основанием для пересмотра штрафной санкции за несвоевременную уплату согласованного ранее налогового обязательства.
Как видим, логика Закона № 2181 такова, что зачастую налогоплательщик, который изначально занизил свои налоговые обязательства (то есть на самом деле «обидел» бюджет), а потом самостоятельно исправил допущенную ошибку, оказывается в более выгодном положении, чем тот, который изначально задекларировал завышенные налоговые обязательства, но не смог их своевременно погасить. Ведь в первом случае (при самостоятельном исправлении) максимальная финансовая санкция составляет на сегодняшний день пять процентов от суммы недоплаты (причем ни пеня, ни административный штраф к такому налогоплательщику не применяются), а во втором — максимальная финансовая санкция составляет пятьдесят процентов (при задержке уплаты более 90 календарных дней) суммы налогового долга2.
Array
Похожие записи
КАМЕРАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ОТЧЕТНОСТИ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ
14.12.2009
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ: УЧЕТ ПАТЕНТУЕМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
24.10.2005
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ: ПРЕКРАЩЕНИЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
22.03.2007