Нерезидент Украины — комитент и договор комиссии с украинским предприятием-комиссионером
Нерезидент Украины — комитент заключает договор комиссии с украинским предприятием-комиссионером, по которому поручил комиссионеру:
Кадровий аутсорсинг
На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3
Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере
Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
— купить в Украине определенный товар;
— заключить договор купли-продажи этого товара с российской фирмой, продав ей товар по цене, указанной комитентом, с указанием в условиях договора в качестве получателя денежных средств за товар его собственника — комитента.
При этом комиссионер получает от комитента оплату своих расходов и комиссионное вознаграждение.
Каким образом разрешается проблема возврата валютной выручки для резидента-комиссионера?
В соответствии с Законом Украины от 16.04.91 г. № 959-XII “О внешнеэкономической деятельности” (далее — Закон о ВЭД) внешнеэкономическая деятельность — это деятельность субъектов хозяйственной деятельности Украины и иностранных субъектов хозяйственной деятельности, построенная на взаимоотношениях между ними.
Хозяйственная, в том числе внешнеэкономическая, деятельность иностранных субъектов хозяйственной деятельности на территории Украины регулируется законами Украины относительно порядка осуществления иностранными лицами хозяйственной деятельности на территории Украины.
Внешнеэкономический договор (контракт) — материально оформленное соглашение двух или более субъектов внешнеэкономической деятельности и их иностранных контрагентов, направленное на установление, изменение или прекращение их взаимных прав и обязанностей во внешнеэкономической деятельности. Полномочие представителя на заключение внешнеэкономического договора (контракта) может следовать из поручения, уставных документов, договоров и на других основаниях, не противоречащих этому Закону.
Таким образом, в Законе о ВЭД определено, что договор может быть основанием для заключения внешнеэкономического договора (контракта), но не установлены четкие условия заключения контрактов на территории Украины на основании посреднического внешнеэкономического соглашения. Такие условия определяют иные законодательные акты, в частности, это касается консигнации (Порядок отнесения операций резидентов при осуществлении ими внешнеэкономической деятельности к договорам производственной кооперации, консигнации, комплексного строительства, поставки сложных технических изделий и товаров специального назначения, утвержденный постановлением КМУ от 28.12.94 г. № 882).
С другой стороны, относительно механизмов проведения таких операций существуют определенные “технические” ограничения, установленные законодательством.
В соответствии с Законом о ВЭД экспорт (экспорт товаров) — это продажа товаров украинскими субъектами внешнеэкономической деятельности иностранным субъектам хозяйственной деятельности (в том числе с оплатой в неденежной форме) с вывозом или без вывоза этих товаров через таможенную границу Украины, включая реэкспорт товаров.
В соответствии со ст.37 Таможенного кодекса Украины перемещение через таможенную границу Украины товаров и других предметов подлежит таможенному оформлению. Операции, которые входят в таможенное оформление, и порядок их осуществления определяются Государственной таможенной службой Украины. В соответствии с требованиями ст.46 Таможенного кодекса постановлением КМУ от 09.06.97 г. № 574 утверждено Положение о грузовой таможенной декларации. Этим Положением определено, что ГТД применяется при декларировании товаров и других предметов, перемещаемых через таможенную границу Украины субъектами внешнеэкономической деятельности (юридическими или физическими лицами). Декларант несет юридическую ответственность за достоверность сведений, указанных в ГТД, которая заполнена согласно дейст-вующим правилам и удостоверена им в установленном порядке. Оформленная ГТД подтверждает права и обязанности указанных в ней лиц по осуществлению ими соответствующих правовых, финансовых, хозяйственных и других операций.
Декларирование товаров и других предметов согласно ст.46 Таможенного кодекса Украины осуществляется непосредственно собственником или на основании договора другими предприятиями, допущенными таможней к декларированию.
Комиссионер-резидент, действующий в интересах комитента-нерезидента, в соответствии с определением понятия “экспорт” не является экспортером и не является собственником товаров, которые он получает на основании договоров с другими украинскими предприятиями. Поэтому он не может провести декларирование, а посреднический внешнеэкономический контракт как основание для оформления товаров на экспорт таможенными органами не принимается.
Таким образом, этот вопрос должен рассматриваться с точки зрения института представительства.
Иностранные субъекты хозяйственной деятельности, осуществляющие внешнеэкономическую дея-тельность на территории Украины, имеют право на открытие своих представительств на территории Украины (а в случаях, определенных законодательством, должны открыть такие представительства). В качестве примера можно привести Закон Украины от 15.09.95 г. № 327/95-ВР “Об операциях с давальческим сырьем во внешнеэкономических отношениях”, в соответствии с которым готовая продукция, произведенная из давальческого сырья, ввезенного иностранным заказчиком, может реализовываться на таможенной территории Украины через зарегистрированное им в Украине постоянное представительство, которое оформляет ввозную ГТД на готовую продукцию (без фактического ее ввоза на таможенную территорию Украины) и уплачивает ввозную пошлину, прочие налоги и сборы, предусмотренные законодательством для аналогичных импортных товаров.
Согласно ст.32 Гражданского кодекса юридическое лицо отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему на праве собственности (закрепленным за ним) имуществом, если иное не установлено законодательными актами. Самостоятельная имущественная ответственность юридического лица по своим обязанностям является прямым последствием того, что это лицо является собственником имущества и действует от своего имени. Представительство действует от имени иностранного субъекта внешнеэкономической деятельности, и всю ответственность за его действия в соответствии с нормами гражданского законодательства несет иностранный субъект внешнеэкономической деятельности.
Пунктом 22.20 ст.22 Закона Украины “О налогообложении прибыли предприятий”, в редакции Закона Украины от 22.05.97 г. № 293/97-ВР, установлено, что государственная регистрация представительств нерезидентов в МВЭСторге (Минэкономики) не проводится, и соответственно, они не имеют свидетельства, выданного указанным органом. Письмом от 16.04.99 г. № 11/3-4218 Гостаможслужба сообщила о неурегулированности указанного вопроса. В соответствии с указанным письмом и письмом от 02.04.98 г. № 10/1-645-ЕП Порядок ведения учета субъектов внешнеэкономической деятельности в таможенных органах, утвержденный приказом Гостаможкома от 31.05.96 г. № 237, распространяется на представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности, которые не осуществляют самостоятельно коммерческую деятельность, но осуществляют таможенное оформление имущества, перемещаемого через таможенную границу Украины для собственных нужд представительств, при условии представления свидетельства, выданного налоговыми органами (в соответствии с приказом ГНАУ от 12.08.97 г. № 293 “Об утверждении Положения о порядке регистрации и учета постоянных представительств нерезидентов в Украине как плательщиков налога на прибыль”), и справки, выданной органами статистики “О включении в Единый государственный реестр предприятий и организаций Украины” (по форме, утвержденной приказом Госкомстата от 21.11.97 г. № 55).
В соответствии с Порядком таможенного оформления вывоза продукции, полученной иностранным субъектом хозяйственной деятельности в результате хозяйственных операций с продукцией украинского происхождения на территории Украины, утвержденным приказом Государственного таможенного комитета Украины от 14.08.96 г. № 382 и зарегистрированным в Минюсте Украины 15.08.96 г. № 455/1480, если иностранный субъект хозяйственной деятельности в результате хозяйственных операций с продукцией украинского происхождения без ее вывоза из Украины во время последней операции получил продукцию на бартерной основе в целях ее вывоза за таможенную территорию Украины, то последний субъект хозяйственной деятельности Украины, осуществляющий экспортную отправку, заполняет ГТД как при бартерном соглашении.
Таким образом, подтверждается та норма, что представительства не осуществляют декларирование товаров при экспорте.
В заключение следует отметить, что существует определенная неурегулированность рассмотренных вопросов, вызванная тем, что в соответствии со ст.4 Закона о ВЭД посреднические операции, при осуществлении которых право собственности на товар не переходит к посреднику (на основании комиссионных, агентских договоров, договоров поручения и др.), должны осуществляться без ограничений.
Array
Похожие записи
Договор финансового лизинга автомобиля
24.09.2002
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ УСЛУГ ПО ОБУЧЕНИЮ
23.08.2006
Условия поставки, при которых продавец обязан страховать экспортный груз
20.05.2002